От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Сказание пещерных старцах.

В статье «В царстве легенд» (журнал «Уральский следопыт») археолог В. Т. Петрин писал:

«Пещеры... Таинственный подземный мир, который при первом же упоминании тревожит наше воображение своей загадочностью и необычностью. И это не удивительно: издавна с ним связано множество преданий и легенд. Они возникают и передаются от поколения к поколению. Кто не слыхал или не читал о кладах, зарытых в пещерах знаменитыми разбойниками, о том, что в них прятались люди, которых преследовали власти, что в пещерах жили монахи и отшельники...

И сейчас в Башкирии вам покажут множество пещер и расскажут, что в них скрывался сам Салават Юлаев. Вы услышите и о пещерах, лежащих неподалёку, которые были ещё больше, но их завалило. Вам расскажут, что собака, попавшая туда, смогла пробраться сквозь завалы и через несколько дней вышла из другой пещеры в нескольких десятках километров от первой. Причём шепотом вам добавят, что собака... наполовину потеряла шерсть. Почтительное или даже суеверное отношение к пещерам имеет под собой основу, которая родилась в древнейшие времена.

Подземный мир, в который вы можете попасть, пройдя лишь несколько десятков шагов, резко отличен от того привычного, солнечного, что окружает нас на земле. Трудно подобрать сравнение миру сплошного мрака и абсолютной тишины, где человек сразу же теряется, если у него нет светильника. Поэтому понятно то психологическое напряжение, которое испытывает любой, попавший в столь необычные условия. Поражают в пещерах глубокие пропасти, подземные реки, сказочное убранство из натечных образований — каких только ассоциаций они вызывают. Недаром так фантастичны названия, которые люди дают пещерным гротам, озёрам, завалам и сталактитовой архитектуре: Дорога в ад, грот Бриллиантовый, Голова дракона...

Да и обитатели подземного царства настолько необычны, что невольно вздрагиваешь, когда над тобой, почти касаясь головы, бесшумно проносятся стаи летучих мышей. Ящерицы и рыбы без глаз, абсолютно белые, вызывают не только чувство удивления, но и ужаса».

То о чем так красочно и занимательно повествовал В. Т. Петрин, имеет прямое отношение к саткинским пещерам, расположенным в Айской долине. В нашем районе бытуют легенды, предания, сказания и о пугачевских кладах, и о разбойниках, и о конокрадах, и о святых отшельниках, и о собаках, которые, проплутав много дней под землей, находили выход к свету и солнцу на реке Аи. И не удивительно. В. Т. Петрин сам бывал в Саткинском районе. В 1978 году он изучал петроглифы айских скал, открыл две Ваняшкинские писаницы и писаницу «Айская группа». Безусловно, не мог не посетить он и наши пещеры.

Одна из интригующих и загадочных тем южноуральских пещер — тема о таинственных старцах, которые «сменили славу мира сего на тяжкий крест странничества». А в старину таких таинственных старцев и странников было не так уж и мало. Например, в Аверкиной яме (около Старой пристани) жил старец Аверкий, в Игнатовой пещере (около деревни Серпиевки в Катав-Ивановском районе) много лет обитал святой отшельник Игнатий, в Антоновой пещере (на реке Белой, в Башкирии) скрывался от мира земного в полном одиночестве затворник и старец Антоний. Были и другие старцы. Называли их по-разному, и отношение к ним было тоже неоднозначное. Среди простого заводского или крестьянского люда многие из них носили довольно пышные и мудрёные «титулы» (прозвища) — «святые угодники», «пастыри божьи», «пророки», «схимники», «странствующие монахи», «мученики христовы», «затворники», «отшельники», «народные заступники» и пр. Как правило, «народные заступники» заступались за народ, боролись с «мироедами», «лиходеями» и «толстобрюхими». Особым почётом и уважением пользовались подвижники «истинной», древней православной (старообрядческой) веры, которые выступали под личиной мучеников и страдальцев. Они надолго уходили в пещеры, добровольно обрекая себя на голод, холод, сырость, мрак, пребывая «в посте и молитве», лишениях и страданиях. Иногда к таинственным старцам относились с недоверием — их называли разбойниками («татями»), фальшивомонетчиками, конокрадами. И не случайно. Ещё А. П. Флеровский в 1911 г. отмечал, что конокрадство в Златоустовском уезде укоренилось прочно и широко. Крали целыми табунами и установить истинных воров было непросто, а изловить и вовсе нелегко.

Если проследить историю этих пещерных скитальцев или затворников, то нетрудно определить, что появлялись они во времена великих смут, общественных потрясений, революций и войн. Аверкий поселился в пещере после реформы 1861г., когда крестьянство бурлило, волновалось, выражало глубокое недовольство, бунтовало, когда участились террористические акты, цареубийства, усилилось революционное брожение. Братья Занозины разбойничали в годы первой российской революции и войны с Японией. Легенды о пугачёвских кладах рождались в период Крестьянской войны 1773–1775 г.г., когда работные люди возвели на престол своего «государя-батюшку», своего «царя-надежду». По легендам, один из пугачёвских кладов замурован в пещере, которая находится в известняковых скалах недалеко от нынешнего поселка Пороги. Вход в неё стерегут маленькие змейки медянки, которые, «свернувшись в кольцо, с гор катятся» и не подпускают к сокрытому золоту. Философской и нравственной основой странничества и пещерного затворничества был религиозный фанатизм, слепая вера в истину христианских воззрений. Базировался же этот фанатизм на канонах древнерусского (византийского) православия.

«Христовы мученики», отшельники, затворники появились на Южном Урале уже после раскола русской православной церкви (середина XVII в.), когда начались массовые преследования старообрядцев. Гонимые никонианцами, они целыми общинами, деревнями снимались с обжитых мест и уходили в таежные дебри Европейского Севера, на берега Белого моря, на Урал, в Сибирь, где «хранители древнего чина» селились в глухих лесах, горах, среди болот, на малоизвестных реках, основывали скиты и потаенные кельи. В XIX в. в староверческих скитах Южного Урала (в Уфимской губернии) скрывались лучшие силы раскола. Эти потаенные скиты находились в труднодоступных местах, где не было дорог, в окрестностях горных хребтов Бакты, Зигальги, Уреньги, Нургуша, Чулковки, оз. Зюраткуль, на Шестой речке (правобережный приток реки Сатки). Катавские келейники годами и десятилетиями жили на Суке, где они скрывались только в им одним известных пещерах, скалах и кварцитовых россыпях-курумах. Потаенные жилища-кельи они устраивали также на Лубочном ключе и Емельяновой горе.

Аверка, или Аверкий

Много преданий бытует об Аверкиной яме (Аверкиевой пещере). Уже в глубокой старине она была овеяна завесой какой-то мифической таинственности. Одни говорили, что давным-давно в ней жили фальшивомонетчики, связанные с Е. И. Пугачёвым, другие утверждали, что в пещере скрывался раскольник Аверкий, чьим именем она и поныне называется. Как будто бы несколько лет тому назад Аверкиева пещера чуть было не поведала свои тайны двум любопытным, но последние этого открытия не смогли перенести. Недалеко от пещеры они отвалили большую плиту и заглянули туда. После этого случая один из них навсегда остался заикой и помешанным, а второй не захотел рассказать об увиденном под камнем и всегда отмалчивался, когда его пытались об этом расспросить. Так они в страхе бежали от тайн Аверкиной ямы, захоронив их всё той же плитой. Никто не может конкретно подтвердить, было ли это. Однако следует сказать, что тем, кто неоднократно её посещал, пещера не представляется такой уж таинственной, хотя некоторые факты не совсем объяснимы. Не ясно, например, почему в пещере много костей в обоих гротах. Кому нужно было выкладывать каменную лестницу со многими ступеньками в дальний конец первого грота в полной темноте и сырости почти на 30-метровой глубине.

Тайны Аверкиной ямы уже более ста лет привлекают к себе внимание жителей окрестных деревень и сёл — Старой Пристани, Верхнеайской, Айлино, Ваняшкино и Новой Пристани. Пробовал ли кто приоткрыть завесу над интригующими загадками мрачных, сырых подземелий? Безусловно. Но тайны так и остаются до конца не раскрытыми, хотя некоторые детали пещерной истории всё же немножко прояснились.

Теперь установлено, что пещера названа именем раскольника-кержака Аверкия (Аверки), который появился на айских берегах свыше ста лет назад (около 1874г.). Аверкий прожил в этой пещере несколько лет, а потом вдруг неожиданно исчез. Его таинственное исчезновение вызвало множество толков, догадок, легенд. Почему же на него было обращено такое повышенное внимание?

Автор этой статьи многие годы занимался исследованием пещеры и её истории. Многочисленные предания и слухи заинтересовали меня, заставили неоднократно посетить её, внимательно проверить. В это же время я узнал, что историей пещеры ранее был заинтересован житель села Айлино Д. С. Чебыкин, который позднее уехал в Белорецк. Я ему написал письмо. Вот что он ответил мне:

«Чудес в пещере никаких не произошло. В ней жил Аверкий, скрывавшийся от православной веры и бежавший из сибирской ссылки. Его поддерживали прежние жители Айлино — Иосиф Соснин и его братья. Они были кержаки. Аверкий им представился тоже как кержак. Соснины снабжали его питанием, а он занимался столярным ремеслом и делал нательные кресты из пещерного „текучего камня“ (сталактитов). Когда я учился в школе в 1910-1911 годах, мы ходили на экскурсию в пещеру, приносили сосульки „текучего камня“ и отпечаток с медной иконы. Внутри пещеры мы обнаружили верстак и обрезки железа. Там же, внутри пещеры, есть ключ, из которого течёт холодная вода. Когда ушёл Аверкий из пещеры, никому неизвестно, и куда ушёл, тоже не знали его кормильцы Соснины. Но вылезти из пещеры одному по ущелью не представлялось возможным. Пещера, вероятно, имела выход где-то у Ая. Там, внутри спуска, должно быть отверстие, которое со временем захламилось. Его нужно раскопать. Это примерно в первом уступе».

А вот ныне покойная жительница Айлино Елена Михайловна (Акулина) Шляпина (в девичья фамилия Соснина), внучка Саввы Соснина (брата Иосифа Соснина) так рассказала об Аверкии:

— Он вовсе не был кержаком. Он был татарин. У него были рваные ноздри, а один глаз выколот напрочь. Он был чёрен лицом и с густой подстриженной бородой. Аверкий занимался конокрадством и был посажен в тюрьму, но бежал и скрывался за Аем. Да, Иосиф Соснин был его покровителем. Савва Соснин тоже не таил, что тот прятался в пещере. Он же позднее рассказал, что Аверкий вышел из повиновения, ушёл из пещеры тайком, шатался по лесам, занимался грабежами. Его схватили при угоне ягуновских лошадей, связали и сдали в полицию. Аверкий ещё раз появлялся в наших местах. Айлинские мужики видели его около Винокурного ключа. Он сидел на камнях, был печален, худой, плохо одет, почти босой. А лотом Аверкий исчез. Слухи о нём больше не поступали.

Времена неудержимо менялись, но пещеру люди не забывали. Разные о ней ходили толки и кривотолки. Были и вымыслы и домыслы. Так, например, в 1972 году в Челябинске вышла книга А. И. Лазарева «Поэтическая летопись заводов Урала». В этом фольклорном издании изложены сомнительные сведения об Аверкиевой пещере: «Много слухов породила „Аверкина яма“ в Саткинском районе Челябинской области, в которой будто бы жил старец Аверкий, учивший народ, как бороться с заводчиками. (Этнографическая экспедиция ЧГПИ в 1965 году обследовала эту яму — естественный провал в породе глубиной 35м. На дне было найдено небольшое озерцо с чистой водой, рядом — каменное ложе, на котором лежит скелет человека)».

Некоторые старопристанинские жители слыхали об Аверкии интереснейшие подробности. Айлинские богачи Соснины приветили его не случайно, не по сердечной, не по христианской доброте, а из собственных алчных побуждений. Дело оказалось в том, что старый раскольник привёз из Сибири немало золота. Этот драгоценный металл и стал тайной приманкой для зажиточных мельников-кержаков, которые и поселили его в пещере Между молитвами Аверкий занимался столярным ремеслом и делал нательные крестики из пещерного «текучего камня» -сталактитов. По натуре он был человек деятельный, энергичный, любил повинокурить, благо деньги у него водились. Поэтому и соседний с пещерой ключ старопристанинцы и айлинцы стали называть Винокурным. Слишком набожные старушки были недовольны Аверкием и распускали слухи, будто одинокий старец являлся «великим прелюбодеем» и «сущим диаволом во Христе», коих по тем религиозным временам было не так уж много на великой и святой Руси. Поговаривали, будто к Аверкию в пещеру тайком похаживали незамужние женщины, вольные монашки.

Одну из легенд удалось вспомнить, восстановить. Она рассказывает о пылкой любви бедной верхнеайской девушки Кати к Аверке. Но Аверка не захотел жениться на забеременевшей красавице, сославшись, что он несёт в себе «божественный сан», который, дескать, запрещает ему вступать в брачные узы. Затосковала Катя, а потом узнала, что Аверка встречался с блудными монашками Воскресенского монастыря, водил с ними лесные хороводы. Вовсе расстроилась, разочаровалась девушка, возненавидела Аверку и вскоре на почве любви, ревности и измены «наложила на себя руки» — утопилась в одном из айских омутов. С тех пор этот тёмный омут стали называть «Катиной ямой» в память о безвременно ушедшей из жизни красавицы. Он находится возле правого берега реки Аи, недалеко от бывшего верхнеайского совхозного сада и кузницы.

После смерти Кати стали поговаривать, что в омуте поселилась русалка — водяная девка с рыбьим хвостом. Будто бы в русалку (очаровательную нимфу) превратилась верхнеайская красавица Катя, на которую она была очень похожа. Иногда она показывалась людям на глаза. Русалку видели возле- жавшей на берегу. У Кати отросли длинные волосы, которые она аккуратно и медленно расчёсывала костяным гребешком.

История с превратностями Катиной ямы имеет продолжение и в наши дни.

Жил в селе Айлино молодой холостой мужик или парень Петя Пашков. Любил он, грешник, выпить и при том обильно. П. Пашков был заядлый рыбак. Весной 1987 года П. Пашков и его знакомый Борис Бисеров пошли на рыбалку на реку Аи и остановились у Катиной ямы. Неожиданно Петя увидел в омуте странную, красивую рыбу, которая смотрела на него завораживающей девичьей улыбкой.

— Смотри, рыбка смеётся! — захохотал Петя и показал на неё пальцем своему товарищу Б. Бисерову.

А потом полупьяный П. Пашков как-то слишком быстро и проворно разделся до нижнего белья и нырнул в холодную вешнюю воду. Б. Бисеров не успел остановить его. Вскоре от Пети пошли пузыри. Он утонул, замёрзнув в ледяной апрельской воде.

Позднее Б. Бисеров рассказывал, что он лично он сам никакой смеющейся рыбки не видел. Вероятнее всего Петю затолкали в воду «хмельники» или какие-то другие призрачные волосатые химеры, а уж в свои подводные чертоги его заманила, а потом и затащила силой очаровательная русалка Катя. Тело Пети Пашкова похоронили на Айлинском кладбище, но его душа так и осталась на дне Катиной ямы, где до сих пор живёт одинокая русалка с хвостом рыбы и лицом девушки. Верхнеайцы с горечью рассказывают, что и в наши дни в холодном полумраке омута среди тугих спиралеобразных водоворотов мечется грешная и несчастная душа холостого айлинского парня Пети Пашкова, просится на волю, на свет, к людям, но не в силах этого сделать.

Память об Аверкии осталась ещё в одном географическом названии. Ниже места впадения в Аи Винокурного ключа, на том же левом берегу реки возвышается мощная известняковая скала «Аверкин камень». Возле этой скалы Аверкий обычно рыбачил, встречался с женщинами, вёл с ними тайные беседы и катался на лодке с монашками Воскресенского единоверческого монастыря. Иначе Аверкин камень называют Дезертирским камнем, так как возле него скрывались дезертиры — «Зелёные».

Сравнительно недавно я обнаружил новый любопытный материал об Аверкиевой пещере — статью Долгова «Путешествие к «святым отцам», напечатанную в златоустовской окружной газете «Пролетарская мысль» за 3 июля 1924г. Вот что в ней сказано:

«Айлинская молодёжь 15 июня постановила, а 29-го осуществила экскурсию на р. Аи и в Аверкину пещеру.

Пещера эта находится в 6-ти верстах от Айлино, на левом берегу Ая в горах. Спуск в пещеру вертикальный, сажен 10 в глубину.

Ребята создали экскурсионную комиссию, которая запаслась керосином, спичками, канатами, хлебом и всем необходимым для путешествия под землёй.

Придя к пещере, молодёжь привязала к бревну над отверстием блок и по нему на канате начала спускаться.

Сначала было жутко: стращали змеями, разными чудовищами. Вход в пещеру представляет из себя круглое отверстие аршина полтора в диаметре, дальше шире и шире.

На самой глубине этого природного колодца навалена масса разного мусора: палок, брёвен и камней. Без фонаря, без свечи дальше пробраться невозможно.

Но вот нашлись смельчаки.

Привязали их к канату ремнём, устроили сиденье, дали фонарь, топор и спустили.

Смельчаки ушли в глубину и голоса их не слышно.

Пришлось спустить других. Снизу подают голос, чтобы спустились все, кто желают.

А на глубине примерно 10 сажен представляется такая картина: от узкого каменного входа идёт каменная лестница, дальше обширное каменное помещение, в котором сохранились остатки избушки.

Тут валяются доски от двери, рабочий деревянный станок, каменная кровать.

Ещё сохранились железные скобки от двери и жестяная труба.

Много разных костей, среди них часть человеческих.

Дальше от первого большого «зала» имеется спуск опять по лесенке в глубину сажен еще на 10, направо — коридор и третье помещение.

Время берет свое — все обвалилось, засыпалось подземным камнем, песком и глиной, но старожилы говорят, что не так давно (лет 50) жил в этой пещере раскольник-отшельник.

Хлеб ему спускали в верхнее отверстие. Иногда он сам выходил, но так, чтобы не видели.

Имел знакомых женщин, которые вместе с ним пребывали «в посте и молитве», а иногда катались на лодке или совершали «святую прогулку» по лесу.

Передают, что после смерти «отца Аверьки» там жили фальшивомонетчики, а не так давно скрывались там «зелененькие» и дезертиры.

Если судить по имеющимся внутри пещеры углублениям, заваленным теперь и занесенным илом, то можно предполагать и дальнейшие ходы и выходы.

Но, чтобы раскопать, необходимо снарядить специальную с кирками и лопатами.

Провозившись целый день, просмотрев все «достопримечательности», молодежь поднялась наружу.

Спускались человек двадцать.

Главная цель экскурсии — изучение сталактитов не была достигнута, так как все заинтересовались внутренним устройством подземного жилья«.

Интересная статья! Есть о чем подумать нынешним саткинским спелеологам.

И еще одна современная загадка.

Лет 15–20 назад (примерно в 1978–1980 годах) около Аверкиной ямы поселился какой-то сулеинский мужик — на вид придурок или слегка помешанный. Жил он там около трех лет. Построил возле ключа полуземлянку или избушку в форме шалаша, завел небольшой огород, где выращивал картофель. Но этот мужичок был не такой уж простой, а особого сорта «жук», который, видимо, «прошел огни и воды, и медные трубы». Туристы замечали, что он проявлял определённый интерес к пещере. Находили перевернутые камни, какие-то раскопы. Наверное, сулеинский «жук» что-то знал о тайнах Аверкиной ямы. Не исключено, что он искал пещерное золото. Иначе к чему бы ему лесное или горное уединение?! На деятельность мужика обратила внимание милиция, которая вытолкала его с айских берегов. Из этого эпизода можно сделать вывод, что тайны пещеры еще ждут своих разгадок.

Монотонно и гулко стучат в пустоте капли воды, ударяясь о холодные плиты и отсчитывая бесконечное время. В кромешном мраке незримо витают тени прошедших событий, но тайны так и остаются неразгаданными до конца. Пещера еще во многом остается загадочной, как загадочен и фантастичен подземный мир мертвого камня.

Митрич

Карагайская (Саткинская) пещера — большая загадка, «терра инкогнита». Она расположена на восточном склоне горы Карагай, над станцией Сатка и Саткинским метзаводом. Снаружи пещера представлена небольшим гротом, вместившимся под чёрной доломитовой аркой. А дальше хода нет. С пещерой сопряжено много тайн, о ней сложены многочисленные легенды и предания. По представлениям саткинцев, пещера была громадная, с бесчисленными ходами и гротами, в ней были зарыты клады заводчика Л. И. Лугинина. Кладоискательством занимались долгие годы и безрезультатно. Неоднократно в подземных чертогах находили трупы заблудившихся людей, а также скелеты, отдельные кости и черепа. В годы гражданской войны в пещере прятались беспризорники и всякая шпана. По разговорам, чтобы прекратить доступ в пещеру, милиция взорвала вход, и она стала недоступной.

В «Докладной записке Шестопалова Мих. Ф. и Мали Эм. И. о поездке с 18 по 25 июня 1925 г. по исследованию пещеры в Саткинском заводе, инструктировании ячейки краеведения и обследовании р. Хуторки, вода которой производит рвоту» сказано следующее:

«Из расспросов старых людей в Саткинском заводе о пещере выяснилось: некоторые сами лазили в эту пещеру, которая имеет расходящиеся коридоры, но дальше не заходили (случаи мало вероятные). Один старики определенно говорил, что он не помнит „никакой пещеры“, а есть только „воронка“ и дальше ничего нет. Его же слова: рассказывали старики, что раньше заходили в пещеру козы и через долгое время их находили за 22 верст от Сатки в Новой Пристани. То же самое случилось с собаками. Из рассказов некоторые старичков выяснилось: при проводке железнодорожной линии Бердяуш — Бакал проводились взрывные работы под пещерой, в результате чего произошел обвал известняков, который и засыпал вход.

Многие лица в г. Сатке знают в окрестностях несколько пещер. Одна, напоминающая форму колодца, находится на голых горах на юг от города Сатки. Брошенные камни производят всплески. Три пещеры находятся около Новой пристани. По рассказам стариков, две из них имеют „малый проход и большие за ним расширения, в которых можно строить соборные церкви и помещать тысячи народу“. О расположении этих пещер нам неизвестно.»

В пользу существования в недрах Карагайской горы значительной пещеры свидетельствует старинное предание. Его рассказала ныне покойная Александра Ивановна Попова (известный бердяушский краевед), которая в детские годы жила на Карагайской горе.

В конце прошлого века (а может быть, и раньше) поселился в Карагайской пещере таинственный, седобородый, как гнедой мерин, юродивый старик-кержак, объявивший себя «святым и богоугодным». Никто не знал, откуда и зачем он появился в Саткинском заводе, поэтому его сторонились и побаивались. Старика называли «блаженненьким» Митричем. По слухам, Митрич хорошо знал тайные ходы Карагайской пещеры и напрямую ходил под землёй из Саткинского завода в Новую пристань. Незадолго перед смертью он покинул пещеру, ушёл за реку Большую (Озёрную) Сатку и поселился в болоте, срубив себе балаган. Когда Митрич умер, то это болото стали именовать Митревкой. Оно находится недалеко от Западной Чёрной речки. Память о Митриче не сразу забылась. Ещё до войны карагайские женщины пугали капризных, непослушных ребятишек, стращая их юродивым стариком: «Вот позовём Митрича, и он заберёт вас в пещеру...».

Братья Занозины

Занозинская излучина(лука, петля) находится на участке Айской долины между бывшими деревнями Александровкой Нижними Лопасами, недалеко от нынешнего поселка Иструть. И наче ее зовут Кривулей или Большой Кривулей. Длина петли ― около 3 км. На этом участке Ая расположились две грандиозные известняковые скальные гряды. В них вместилось множество пежер ― «как зерен в маковой головке»

Предания о Занозинской луке как раз связаны с братьями Занозиными, которые были ярыми конокрадами и грабителями (разбойниками). В Большой Кривуле (петле) находился их притон, где они укрывались от правосудия. По Занозиным и излучину назвали Занозинской.

По преданиям старожилов, в многочисленных пежерах Большой Кувули Занозины прятали награбленные ценности, золото, оружие и даже лошадей. Грабили они в основном купцов и богатых чиновников на Уфимском торговом тракте.

В 2 км от Нижних Лопасов, в верхнем ярусе горы имеется довольно просторная пещера в виде невысокого сухого грота. Длина грота ― 12м, ширина ― около 6-7 м. Его каменные стены и потолок покрыты копотью. В центре пола вырыто углубление, в котором местные рыбаки жгут костры. В левой стороне грота сделан глубокий подкоп. Видны следы выброшенного грунта. Наверное, кто-нибудь разыскивал тут занозинские клады. Тоже по местным преданиям и сказаниям, в годы революции в этой пещере лопасинские татары прятали оружие и краденых лошадей. А ещё раньше, в начале века, тут же скрывались от властей Занозины. Говорили, что в этот грот Занозинызаводили ворованных лошадей, чтобы их никто не увидел, т. е. подальше от посторонних глаз.

Ниже указанного грота, возле верхнего поворота Большой Кривули в воды Ая падает известняковая скала (притёс) «Занозинский камень». Он стоит возле глубоководной Занозинской ямы. В занозинском камне есть пещера. В эту пещеру можно попасть только по воде, на лодке. Туда Занозины никого из посторонних не пускали и постоянно её охраняли. Возможно в пещере осталось золото, другие драгоценности.

До Великой Отечественной войны и после неё местные охотники и рыбаки часто ночевали в многочисленных пещерах Большой Кривули и одновременно занимались кладоискательством. Бесспорно, клады находили и немалые. Об этом свидетельствуют старые раскопы, утрамбованный и перемещённый грунт в вестибюлях и во внутренностях пещер, развороченные и перевёрнутые камни, брошенные костровища. Не исключено, что занозинские пещеры не все перекопаны и, может быть, какому-нибудь счастливчику удастся разыскать ещё непотревоженный, нетронутый золотой клад. Айские пещеры в Большой Кривуле никто не считал. Их там ― видимо-невидимо. Естественно, никто не считал и клады.

Давно это было ― в мрачные, тёмные, смутные времена. Но народная память донесла до нас удивительные предания и сказания о кладах, кладозахоронителях и кладоискателях. В небытие ушли братья-разбойники Занозины, а недобрая слава о конокрадах, грабителях, ворах и злодеях дожила до наших дней.

Новопристанинские кладоискатели

В новой Пристани, на правом берегу Ая возвышаются живописные известковые скалы, именуемые Цепиловскими или Черепановскими притесами. У восточного окончания этих притесов, между останцами выветривания (отседающими скалами) и коренной стеной пролегают длинные сумрачные коридоры протяжённостью до ста метров ― своего рода сквозные пещеры. По старинным преданиям и сказаниям, где-то здесь, недалеко от Цепиловского хутора, находится скрытая пещера.

По словам Б. А. Вахрушева (жителя пос. Рудничного), который после Великой Отечественной войны работал в ЮУБРе, от новопристанинских старичков он слышал разговоры, что эту пещеру именовали «Чёртовым вертепом». Будто бы там раньше жил чёрт (дьявол, нечистый дух). Пещера тянулась очень далеко и появлялась на свет у реки Юрюзани. В этот «Чёртов вертеп» отправлялисьи новопристанинские парни-кладоискатели и через много дней возвращались домой с богатыми находками. В глубинах земли они видели много змей и человеческих костей. Кладоискатели приносили из пещеры золото, древние иконы, дорогие украшения из серебра, меди, жемчуга и заморских камней. О кладоискателях ходили разного рода байки. Чтобы не потеряться, в «вертеп» отправлялись ватагами ― по несколько человек. Были случаи, когда люди не возвращались, терялись в лабиринтах и запутанных коридорах (ходах). Про погибших и потерявшихся старые бабушки говорили: «Их Бог прибрал к себе». Но и счастливчики (те кладоискатели, которые возвращались с богатой добычей) жили недолго. По непонятной причине они вскоре умирали. А потом (перед революцией) о пещере забыли, постепенно её вход завалился сыпучими камнями, заплыл землёй, и теперь никто не помнит, где она начиналась. Говорили также, что вход в пещеру обрушил черт (нечистый дух). Вот и стали называть ее «Чертовым вертепом».

Чулковские келейники

Местность, называемая Кельей, расположена в нескольких километрах от Романовки и Поргов, возле северного окончания Чулкова хребта, недалеко от перелома, за Вторым ельником. Такое наименование местностидали романовские и поржские старожилы. Иначе Келью называли просто романовскими или чулковскими пещерами, которые находятся среди песчаниковых скал и россыпей. По романовским преданиям и сказания, в прошлом в них жили староверы-отшельники, или келейники. Будто бы одна пещера была довольно просторная приспособленная под жилье. Еще в 30-х годах нашего века в этой пещере ютился одинокий старик-отшельник. Перед Великой Отечественной войной он умер, и с тех пор пещеры-кельи окончательно опустели.

Василий Обухов

В основу этого сказания или предания положены действительные факты из жизни бывшего Бакальского лесника Василия Обухова, избушка которого в довоенные и военные годы стояла на восточном склоне Шуйды, недалеко от рудника имени ОГПУ и вблизи одного из мощных кварцитовых гребней-останцев.

Когда началась Великая Отечественная война, Василий Обухов наотрез отказался идти на фронт защищать Родину. Не раз ему посылали мобилизационные предписания, но он не являлся на призывной пункт. И так всю войну. Все это время он скрывался в лесном кордоне. Приходила милиция, но каждый раз избушка оказывалась пустой. Однажды милиционеры нагрянули ночью, видели, что в доме горел свет, из трубы поднимался дымок, но Обухова арестовать не смогли. Он ушел каким-то неизвестным ходом. Позднее эту лазейку обнаружили. Она открывалась за перегородкой обуховского дома и уводила хозяина в лес, к подножью скал. По этому тайному ходу и ускользал лесник от преследователей и скрывался в пещере, которая была мало кому известна. Вход в нее начинался еле заметной узкой трещиной в скале возле кварцитовых глыб-россыпей и продолжался в глубинах горы. Подземный сумрак, сгущавшийся с каждым шагом, становился все более непроглядным и зловещим. Густая тьма уводила его в преисподнюю, в убежище Сатаны. Пещера тянулась до самого города Юрюзани. По ней Обухов попадал в этот город, запасался продуктами, возвращался тем же путем и опять скрывался в лесном кордоне. Известно, что Обухов занимался в Юрюзани грабежами, воровал он в основном продукты на складах, в магазинах, изредка брал одежду, случались убийства. Милиционерам порядком надоело гоняться за дезертиром, и они сожгли кордон. Но и тогда Обухов не сдался властям и продолжал жить в пещере. Когда окончилась война, Василий безбоязненно объявился в Рудничном и преспокойно дожил до конца своих дней. Никто его не арестовал, даже временно не взял под стражу. Видимо, он нашел себе защитников и покровителей, у которых были «волосатые» руки и которые не страшились законов. Обухов открыто похвалялся своей лесной и пещерной жизнью, а также путешествиями под землей из кордона в Юрюзань и обратно, и это обстоятельство его не смущало, а у простых, трудовых людей оно вызывало неподдельное чувство удивления и страха.

Теперь вход в таинственную пещеру забыт. Правда, после окончания войны о нем еще помнили. В районе Бакала и рудничных поселений — Рудничного, Катавки, Успенки, Буландихи, имени Сталина появились какие-то беглые люди. Они прятались в лесах, угоняли домашний скот, резали его, чем и питались. Шайку грабителей вскоре накрыли, обнаружили их мясной склад. Он был устроен в пещере, которая уходила в глубь Шуйды и тянулась до самой реки и города Юрюзани. С годами вход в пещеру затерялся, каким-то образом закрылся, забылся, заросли муравой-травой и кустарниками тайные обуховские стежки-тропинки, и никто конкретно теперь не знает, где начиналась Шуйдинская пещера, и где она выходила на дневную поверхность возле чистой и стремительной красавицы-реки Юрюзани. Мрачная, таежная Шуйда угрюмо и задумчиво хранит свою тайну и не хочет ее открыть. В наши не очень веселые времена знают о ней лишь горные ветры да холодные звонкие ключи, но у них нет языка и человеческого голоса.

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования