Эвакуация заводов танковой промышленности на Челябинский тракторный завод в 1941 году
Вторая мировая война была противоборством, исход в котором решался не только на полях сражений, но и в противостоянии экономических потенциалов стран. И здесь трудно переоценить роль промышленного потенциала Уральского тыла. Одним из крупных центров танкового производства стал в годы Великой Отечественной войны Челябинский Кировский завод, уже в начале войны получивший второе неофициальное имя — Танкоград.
Основная доля промышленных предприятий СССР к концу 1930-х гг. была сконцентрирована в европейской части страны. Руководство страны, понимая опасность диспропорционального размещения промышленного потенциала, прилагало усилия для строительства предприятий-дублеров на Урале и в Сибири. Построенный в годы первых пятилеток в Челябинске тракторный завод уже в предвоенные годы начал осваивать производство танков. С первых дней Великой Отечественной войны стремительное продвижение вражеских войск показало срочную необходимость эвакуации промышленности страны в тыл — в восточные регионы. Анализ историографии темы промышленной эвакуации показывает, что целый ряд аспектов этой проблемы истории Великой Отечественной войны продолжает оставаться неизученным.
Нормативно-правовой базой, регламентировавшей ход эвакуационных процессов, стал целый комплекс приказов и распоряжений Государственного Комитета Обороны, ЦК ВКП(б), Верховного Совета СССР.
24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при Совете народных комиссаров СССР был создан Совет по эвакуации. Он должен был выполнять организаторские и координирующие функции.
В соответствии с постановлением Совета по эвакуации № СЭ-12сс от 3 июля 1941 г. устанавливались правила эвакуации промышленных грузов и охраны их в пути. Ответственность за эвакуацию промышленных предприятий возлагалась на соответствующие наркоматы и дирекМ. Н. Потемкина Эвакуация заводов танковой промышленности на Челябинский тракторный завод в 1941 году торов предприятий. В установленные Советом по эвакуации сроки директора предприятий обязаны были произвести демонтаж всего заводского оборудования с одновременной упаковкой его для железнодорожных или водных перевозок. Машины и станки должны были быть разобраны на детали, кроме мелких машин, удобных для упаковки и транспортировки. Шлифованные поверхности деталей машин и станков должны были быть покрыты смазкой для предохранения от коррозии. Под личную ответственность главных инженеров предприятий на каждый демонтированный станок или машину должна был быть составлена при упаковке спецификация. Чугунные детали станков и машин, а также строго выверенные части, шлифованные или строганные в поверхностях, жестяные тонкостенные детали и т. п. должны были иметь при упаковке мягкую прокладку или специальные гнезда в зависимости от требований. Погрузка и отгрузка станков и машин должна была производиться с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оборудования и комплектование вагонов по номерам мест, согласно спецификации с внесением в специальную книгу за подписью начальника маршрута. При перевозке оборудование должно было сопровождаться до места назначения проводниками отправителя (завода, фабрики), в составе которых должны были находиться монтеры с эвакуируемого завода (фабрики). В качестве проводников маршрутов и групп вагонов должны были допускаться «только постоянные, надежные и политически проверенные работники данного предприятия».
На практике часто эти правила нарушали по причинам как объективного, так и субъективного характера: работы производили под обстрелами противника, в сжатые сроки, не хватало вагонов, рабочей силы. Эвакуация проходила в сложных условиях отступления Красной Армии, к этому добавились неподготовленность заводов к погрузке, отсутствие средств механизации погрузочных работ, нераспорядительность и растерянность администрации заводов. В ходе движения составов с промышленным оборудованием и людьми по железной дороге эшелоны подвергались вражеским бомбардировкам, происходили также крушения, зачастую связанные с перегрузом вагонов. В результате всего этого случались потери и повреждения эвакуируемого оборудования.
Так, на Челябинский тракторный завод были эвакуированы промышленное оборудование и высококвалифицированные рабочие кадры с ряда ведущих предприятий оборонного комплекса страны, в первую очередь с Кировского завода из Ленинграда и Харьковского моторного завода.
Рассмотрим это более подробно на примере завода № 75. По плану первой очереди эвакуации из Харькова подлежало вывести 9228 вагонов с оборудованием 35 важнейших заводов. За период с 19 по 30 сентября 1941 г. из указанного количества было погружено только 4558 вагонов. В спецсообщениях Транспортного управления НКВД содержалась информация об арестах и привлечении к уголовной ответственности начальников транспортных отделов и бригадиров заводов за срыв отгрузки эвакооборудования на харьковских предприятиях.
Были приняты постановления ГКО об эвакуации Харьковского моторного завода № 75: № 666сс от 12 сентября 1941 г. и № 731сс от 4 октября 1941 г. Это событие отразилось в воспоминаниях ветеранов завода: «15 сентября работники завода узнали о предстоящей эвакуации в Челябинск — далекий, незнакомый, холодный в представлении жителей Украины, неизвестный большинству уральский город».
Во исполнение приказа Наркомата танковой промышленности СССР № 2/сс от 13 сентября 1941 г. и в соответствии с планами эвакуации завода 21 сентября 1941 г. завод № 75 приступил к эвакуации имущественно-материальных ценностей, а закончил эвакуацию 16 октября 1941 г.
Эвакуированные в Челябинск имущественноматериальные ценности, а также денежные средства и расчетные статьи баланса были переданы Кировскому заводу в Челябинске. Валюта передаточных балансов составляла: по эксплуатации — 222 175 тыс. руб., по капитальному строительству — 7450 тыс. руб., а всего 229 625 тыс. руб. Потери в результате эвакуации завода составили 94 669 тыс. руб. по основной деятельности, 43 349 тыс. руб. по капстроительству.
Потери в связи с оставлением в Харькове движимого имущества, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материальных ценностей, готовых изделий были вызваны следующими обстоятельствами:
1. Недостаточная подача железной дорогой подвижного состава для эвакуации имущественно-материальных ценностей завода (железной дорогой было подано 1410 вагонов вместо 1570, предусмотренных утверждением НКТП СССР планом).
2. Потери инструмента на 820 тыс. руб. и спецодежды, что объясняется частично несдачей инструмента рабочими и служащими, самовольно оставившими работу на заводе, частично хищениями инструмента в пути его следования.
3. Недостача незавершенного производства по моторостроению в сумме 879 тыс. руб., что объясняется утерей деталей при погрузке в Харькове.
В акте, составленном руководством завода № 75 по итогам эвакуации, резюмировалось: «…номенклатура и количество эвакуированного оборудования и других имущественно-материальных ценностей соответствует плану эвакуации завода».
Следует отметить, что эвакуация Харьковского моторного завода была единственным случаем перемещения по заранее подготовленному плану среди танковых заводов. Все остальные предприятия танкопрома, как правило, эвакуировались частями на разные промышленные площадки без заранее подготовленных планов.
Так, например, сложилась судьба Ленинградского Кировского завода — крупнейшего и старейшего в стране предприятия танковой промышленности. В фонде Совета по эвакуации отложились документы, демонстрирующие борьбу руководства Свердловской, Челябинской и Чкаловской областей за право принять крупнейшее предприятие страны по производству танков — Кировский завод из Ленинграда. В итоге было принято решение о разъединении промышленного оборудования завода и эвакуации в Челябинск (танковое производство), Свердловск (дизельный цех и цех цветного литья) и Нижний Тагил. В ходе долгих обсуждений в высших эшелонах власти принимаемые решения менялись неоднократно, поэтому эвакуация не была проведена своевременно. По приказу Наркомата танковой промышленности от 6 октября 1941 г. танковое производство Кировского завода вместе с кадрами эвакуировалось на ЧТЗ, а производство танковых пушек — на УЗТМ. Директор завода И. М. Зальцман вспоминал: «Мы тянули до осени, но фронт приближался. Эвакуироваться начали только в сентябре 1941 г. Включительно по декабрь 1941 г. прошла широкомасштабная эвакуация танкового и основного артиллеристского производства на Урал». Эвакуация осуществлялась в очень сложной обстановке: были задействованы и железнодорожные перевозки, и водный транспорт, часть работников завода доставлялась из блокированного города на самолетах. Противник перерезал железнодорожную ветку, по которой перемещались эвакогрузы, часть пути промышленное оборудование и людей пришлось транспортировать на баржах по Ладожскому озеру, далее по р. Волхов до станции Волховстрой, затем опять перегружать на железнодорожные платформы. Руководство предприятий, инженерно-технические кадры и высококвалифицированные рабочие доставлялись до станции Тихвин самолетами.
Объединенное предприятие получило название «Челябинский Кировский завод». Оно специализировалось на выпуске тяжелых танков (а позднее САУ на их базе), дизель-моторов и топливной аппаратуры.
Для размещения и ввода в эксплуатацию эвакуированных предприятий на Челябинском Кировском заводе была проведена работа по реконструкции и строительству новых цехов. За 1942 г. введены и сданы в эксплуатацию: танковый корпус (цеха МХ-2, МХ-3, СД-2, СБ-2, СД-34, ЭК-2, термический № 1); моторный корпус (цеха 100, 150, 200, 400, 700); цех сборки и испытания моторов. Цветнолитейный цех, заготовительный цех, резино-паронитовый цех, расширен термический цех № 2, реконструировано здание школы ФЗУ под инструментальный цех моторного производства. Всего введено новых производственных площадей 98 928 кв. м.
Вместе с предприятиями прибывали высококвалифицированные рабочие и инженернотехнические кадры. На начало войны на Челябинском тракторном заводе трудились 24 364 человека, из них рабочих — 18 691, инженернотехнического персонала — 2804 человека. По данным на 1 января 1943 г., общее количество работников завода составило — 49 тыс. человек. Значительную долю трудовой силы составляли прибывшие в эвакуацию 7500 человек с Кировского завода Ленинграда (5891 рабочий, 1185 ИТР), 3004 человека с Харьковского завода № 75 (1773 рабочих, 1033 ИТР), 2050 — из Сталинграда, 1000 — из Москвы. За год число рабочих выросло на 20 %12. Для обустройства такого большого количества рабочих и их семей руководству города и завода пришлось осуществлять управление в постоянно экстремальном режиме.
Всего завод произвел за военный период (1941–1945) 19 536 танков и САУ. Огромная заслуга в этом принадлежит промышленному и кадровому потенциалу, эвакуированному из западных регионов страны.
Решения об эвакуационных мероприятиях в большинстве случаев принимались с опозданием, в результате чего часть мощностей была безвозвратно потеряна. Реальная картина эвакуационных мероприятий не совпадала с содержанием
документальных регламентов.