От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов
  • Главная
  • Промышленность
  • • Графит для Победы

Графит для Победы

Возрождающейся после разрухи новой советской промышленности потребовалось большое количество графита, который приходилось импортировать из-за границы, причем иностранные фирмы, зная наше критическое положение, выставили непомерно высокие цены. Для освобождения от иностранной зависимости следовало восстановить русскую графитодобывающую промышленость, но сведения о ней не могли отличаться объективностью при оценке месторождений. Необходимо было изучить месторождения графита, прежде чем перейти к их эксплуатации.

До 1937 г. на Урале были известны лишь месторождения аморфного графита на Алтае. На кыштымских землях промышленных месторождений графита в то время не было, поэтому первый кыштымский графитовый завод, построенный в 1931–1932 гг., перерабатывал графит с Боготольского месторождения, находившегося в юго-восточной части Бельского хребта Восточных Саян.

Учитывая значительную потребность уральской промышленности в легкообогащаемых рудах кристаллического графита, Уральское геологическое управление в 1939 г. начало поиск залежей кристаллического графита, который благодаря своим технологическим свойствам является более ценным, чем аморфный.

В 1939 г. геологоразведочной партией под руководством Зои Ивановны Кравцовой были проведены разведка и подсчет запасов графитовых руд в окрестностях оз. Тайги в Кыштымском районе. Предпосылками являлось наличие графитизированных пород в 16–18 лесных квадратах Кыштымской дачи. В результате проведенных работ с сентября 1939 по февраль 1941 г. было выявлено около десяти месторождений в четырех полосах графитизированных гнейсов. Предварительной разведкой была подтверждена промышленная ценность только тайгинского графита. На нем и были проведены детальные разведочные работы. Геологи явились первооткрывателями Тайгинского месторождения. Было решено начать промышленную разработку его запасов.

К тому времени здесь уже образовался небольшой поселок, начало которому в 1935 г. положили первые строители железнодорожной ветки Кыштым — Карабаш. Свое название поселок получил по озеру. Само слово «Тайги» заимствовано из тюркско-монгольских языков и означает «горную местность, покрытую труднопроходимыми хвойными лесами». На 16-м километре на берегу реки владелец кыштымских заводов Никита Демидов построил мельницу, основание которой сохранилось до сих пор.

В будущий поселок приехали семьи из с. Кузнецкое и Губернское. Рубили сосны и сооружали землянки. Как только жители обустроились, началась работа. Делали насыпь ручным инструментом — киркой, клином, кувалдой и лопатой, в помощь людям были лошади. Рабочий день не был нормирован, отпуска не предусмотрены. В тех местах, где на пути стояли горы, проводились взрывные работы. В 1936 г. построены первые дома в районе 15-го километра. От конторы «Уралсибспецстрой» была назначена бригада для постройки домов. Возведены три двухквартирных дома, один длинный барак на 12 семей, магазин и «красный уголок». Контора вербовала людей не только из с. Тютняры, но и из соседнего Кыштыма. Поселенцев стало больше. Все жили своим натуральным хозяйством и ходили в город пешком, чтобы продавать творог, молоко, сметану и мясо. Молодежь по вечерам собиралась на берегу реки: жгли костры, пели песни, плясали, играли на балалайках.

С началом Великой Отечественной войны единственное в стране предприятие по производству кристаллического графита на Украине прекратило свою работу. Но фронту был нужен графит. Урал должен был дать то, что мы временно потеряли на Украине.

Кристаллический графит применялся очень широко: и в аккумуляторах на кораблях, самолетах, танках, и в броневой стали, и в сверхпрочных огнеупорных сплавах, и почти везде в системе связи (телефон, приемники, передатчики).

В июле 1941 г. в Кыштым приходит распоряжение Совета народных комиссаров СССР за подписью А. Н. Косыгина: «Немедленно приступить к строительству графитового комбината производительностью 5000 тонн в год на базе Тайгинского месторождения графита». Строительство началось 7 августа. На возведении объекта работали стройбатальон (1048 человек), 164 заключенных ИТК и 129 вольнонаемных. Строительство велось хозяйственным способом организацией «Тайгинстрой».

К этому времени частично прибыл в Кыштым эвакуированный из Одесской области Завальевский графитовый комбинат. Завальевское месторождение на то время было крупнейшим в Европе. Комбинат там построили и запустили еще в 1934 г. Но с приближением немецких войск его вынуждены были эвакуировать. Завальевский комбинат и должен был разместиться на площадях Тайгинского месторождения графита. Сюда же должно было прибыть все оборудование для комбината, а также рабочие и ИТР с Завальевского комбината. Строительство шло в напряженном темпе. Много было ошибок и недоделок.

На основании справки Челябинского обкома ВКП(б) о строительстве Тайгинского графитового комбината и использовании эвакуированного оборудования Завальевского графитового комбината от 21 декабря 1941 г., хранящейся в фондах ОГАЧО и опубликованной в книге «Путь к победе», которую дал инструктор отдела строительства и стройматериалов обкома ВКП(б) Полкопин секретарям обкома ВКП(б) Сапрыкину и Панкрушеву, можно увидеть все трудности и издержки начального периода строительства. Так, например, вследствие неправильной организации и проведения эвакуации часть основного оборудования Завальевского комбината — дробилки «Блек», шесть стержневых мельниц типа «Мерси», флотационные аппараты, транспортеры, классификаторы, песковые насосы и ряд другой техники — была потеряна в пути и до 21 декабря 1941 г. в Кыштым так и не прибыла. Полностью было доставлено только оборудование для механической мастерской, станок глубокого бурения типа «Маршал» и ковшевой экскаватор, который долгое время в ходе строительства оставался единственным. Из-за этих проблем Тайгинский графитовый комбинат не мог быть запущен в эксплуатацию без укомплектования основным оборудованием.

Главное управление неметаллорудной промышленности (Главнеметруд) выделило недостающие для Тайгинстроя дробилку «Блек» и шаровые мельницы из Соликамска и Красноуральска. Но это оборудование даже не было отгружено. Дирекция Тайгинского комбината в лице товарища Потиевского никаких мер для отгрузки не приняла.

Из-за нехватки оборудования прибывшие в Кыштым с Завальевского графитового комбината 50 рабочих-эксплуатационников разной квалификации и 60 стажеров, учащихся школ ФЗО были переброшены в другие места и трудились, в частности, на Черемховских графитовых рудниках. При этом приказом НКПСМ за подписью заместителя наркома Иванова от 16 октября 1941 г. срок окончания строительства и пуск в эксплуатацию Тайгинского графитового комбината был установлен на 15 ноября 1941 г.

Под строительство отвели пять участков: 1) горный; 2) промплощадку; 3) лесоучасток; 4) железнодорожный; 5) жилищно-бытовой. Все участки были обеспечены полностью руководящими кадрами: прорабы, десятники (в большинстве техники, инженеры и мастера практики). В числе 15 человек руководящего состава было четыре инженера, четыре техника и шесть практиков.

По физической готовности отдельные объекты были охарактеризованы так:
1. Рудник: произведена полностью вскрыша и подготовлены забои. Добыто вручную 1500 т руды. Рудник сдан в эксплуатацию без компрессорного хозяйства.
2. Обогатительная фабрика: главный корпус, сделаны фундаменты, установлены колонны с верхней обвязкой. Заготовлены на 30 % столярные изделия.
3. Железнодорожные пути: от ст. Кыштым сделано 11 км верхнего строения. В справке была зачеркнута строка: «Строение не закончено (кровля и часть обшивки стен)». Видимо, в последний момент нашли пиломатериалы, и завершили строительство.
4. Лесопилка: рама сдана в эксплуатацию 23 ноября 1941 г. Верхнее строение не закончено (кровля и часть обшивки стен). Не начато строительство сушильного отделения, котельной и тепломагистрали, водонасосной и водопровода длиной 600 пог. м, хвостового хозяйства.

Проектными материалами строительство полностью не было обеспечено. Имеющаяся рабочая сила не использовалась полностью на строительстве, а была задействована на второстепенных работах или даже в других организациях. Так, на ноябрь 1941 г. из 1341 человека списочного состава 1025 требовалось по плану, но трудились всего 733, и то на строительстве объекта — только 537 человек. Причины этому были разные. Одна из них — недокомплект пускового оборудования комбината. На первую декаду декабря в Кыштыме 96 человек работали в городских столовых, на рыбзаводе и в госпитале. Сказывалась и напряженная обстановка с обеспечением обмундированием. Ежедневно 134 человека не выходили на работу из-за отсутствия обуви и одежды. Всего за десять дней декабря 1941 г. невыходы по разным причинам составили 265 человек в день.

Как сказано в отчете, начальник строительства Горбачевский и командир строительного батальона Полиенко не приняли мер для обеспечения бойцов одеждой и обувью, тогда как имеющаяся спецодежда расходовалась не по назначению — была выдана всему руководящему составу, даже конторским работникам. А несвоевременное обеспечение инструментом и материалами привело к тому, что нормы выполнялись на 60–75 %. 

Основным стройматериалом являлся лес, так как все здания, в том числе главный корпус, были деревянными. Лесосеки находились рядом с промплощадкой на расстоянии 1–1,5 км. Фондируемыми основными материалами, цементом, стеклом, кровельным материалом, железом строительство было обеспечено полностью. Но недостаток других материалов ощущался более серьезно. Так, кирпича красного поступило вместо 325 тыс. шт. всего 21 400; гвоздей вместо 10 т — 6 т; труб разных вместо 83 т — 9 т; рельсов вместо 350 т — 255 т.

Вследствие перебоев в электроэнергии случались длительные простои пилорамы. Поэтому строительство испытывало и недостаток пиломатериалов.

Остро ощущалась транспортная проблема. Строительство комбината располагало пятью грузовыми машинами (из них на ходу были только три, а две стояли без запасных частей), 62 лошадьми (только 46 рабочих), из которых на строительстве было задействовано только 22. Девять лошадей были больны (из них пять сильно истощены), а остальные использовались для хозяйственных нужд. Упряжью и инвентарем конный парк не был обеспечен. Не хватало также фуража, вследствие чего лошади имели плохую упитанность. На 46 лошадей приходилось только 36 телег и 35 саней.

За развал гужевого транспорта заведующий конным двором Рафальский в ноябре 1941 г. был снят с работы. Однако на момент написания справки улучшений в работе транспорта не появилось. Строительство было обеспечено транспортом только на 50 %, но и имеющийся транспорт использовался не полностью. В декабре строительство получило еще 100 лошадей, но инвентаря и упряжи для них так и не было. Для этих лошадей не готово было даже помещение (конюшня).

Партийная организация появилась на строительстве только 2 декабря 1941 г. Секретарь партийной организации Чертков — начальник отдела кадров, заместитель секретаря Симашко — начальник промышленного строительства и инженер. Всего в организации работали 20 членов ВКП(б), кандидатов не было. На учете в первичной парторганизации состояли четыре человека, остальные 16 состояли на учете в других парторганизациях, по прежнему месту работы. Коммунистов-рабочих непосредственно на производстве не было, все 20 человек были заняты на административно-хозяйственных работах.

Партийно-массовая деятельность среди рабочих и служащих не проводилась, за исключением работы политруков в ротах строительных батальонов. Агитколлектив не был создан, агитаторы не утверждены. Ни одной стенной газеты на стройке не выпускалось.

Профсоюзная работа на стройке тоже была не на высоте. Из 148 вольнонаемных рабочих и служащих членов профсоюза было только 38. Социалистическим соревнованием и стахановским движением постройком не занимался. Не было даже учета стахановцев и ударников, хотя некоторые подразделения выполняли норму на 110 – 140 %. Отдельные бойцы, например Новак, Белинский и другие, выполняли норму на 200 %. Партийная организация (секретарь Чертков) не перестроилась для работы в военное время. Парторганизация не осуществляла надлежащего контроля над деятельностью администрации строительства, тем самым не помогала быстрейшему окончанию строительства и пуска комбината. 

Кыштымский райком ВКП(б) также не принял своевременно мер для укрепления партийной организации «Тайгинстроя» и развертывания партийно-массовой работы на строительстве.

Но несмотря на все трудности, 27 июня 1942 г. Тайгинский графитовый комбинат выпустил первую тонну уральского серебристого кристаллического графита. А в ноябре 1942 г. на открытой площадке на оз. Темном, рядом с месторождением, приземлился специальный грузовой самолет Ли-2. Его экипаж принял на борт первую тонну кыштымского графита.

В 1946 г. медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» были награждены 112 трудящихся комбината. 

Ныне ЗАО «Уралграфит», расположенное в Кыштымском районе Челябинской области, является единственным в Российской Федерации предприятием, производящим кристаллический, чешуйчатый графит.

А. В. Мелентьев. Графит для Победы

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  • Главная
  • Промышленность
  • • Графит для Победы

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования