Основные проблемы становления ракетостроительной отрасли в Челябинской области
После завершения Великой Отечественной войны Челябинская область, внесшая значительный вклад в Победу над врагом, не потеряла своего оборонно-промышленного значения для страны. Географические особенности и уровень развития производственных мощностей делали регион подходящим для создания новых отраслей военной промышленности. Прежде всего, уже в 1945 г. было решено построить здесь сверхсекретный завод по производству оружейного плутония для советской атомной бомбы. Соответствующее постановление № 3007-697 СНК СССР о строительстве на берегу озера Кызыл-Таш завода № 817 было подписано 1 декабря 1945 г. При этом регион оказался подходящим местом и для развития ракетных технологий. Однако создание ракетной промышленности в Челябинской области в первое послевоенное десятилетие проходило с рядом проблем, вызванных объективными общегосударственными причинами.
Советский ракетный проект начал свое развитие на год позже, чем атомный — 13 мая 1946 г. Совет министров СССР утвердил постановление № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения». В документе предусматривалось создание Специального комитета по реактивной технике под председательством Г. М. Маленкова (с 10 мая 1947 г. — Н. А. Булганин). Главным конструктором ракет стал С. П. Королев, возглавлявший ОКБ-1, которое до 1956 г. входило в состав НИИ88 министерства вооружения СССР во главе с Д. Ф. Устиновым. Первая советская ракета Р-1, созданная на основе немецких технологий, была принята на вооружение постановлением Совета министров СССР № 4730-2047 25 ноября 1950 г. Она имела дальность полета 270 км и вес взрывчатого вещества 750 кг, однако точность оставляла желать лучшего: отклонение по дальности могло достигать ±8 км, а боковое — ±4 км. Подобные тактико-технические характеристики делали первые ракеты не столь востребованными военными, которые в начале 1950-х гг. больше полагались на стратегические бомбардировщики как средство доставки атомных бомб. Поэтому и средств на эти работы выделялось гораздо меньше, чем на атомный проект.
При этом в условиях возможной атомной войны с использованием бомбардировочной авиации закономерно возникла идея о размещении передовых производств как можно дальше от границ СССР. В Комитете № 2 (так стали именовать Спецкомитет по реактивной технике) этот вопрос активно обсуждался. В результате 16 декабря 1947 г. министр вооружения Д. Ф. Устинов подписал приказ о создании в г. Златоусте Челябинской области на базе завода № 66 (директор Н. П. Полетаев) Специального конструкторского бюро (СКБ) с лабораториями и опытном цехом по производству ракет дальнего действия. Новое структурное подразделение получило номер 385, т. к. создавалось на производственной базе оружейного завода с аналогичным номером, который в августе 1945 г. был объединен с заводом № 66. Первым подразделением нового СКБ-385 стал цех № 3 (руководитель С. А. Фридман), сформированный в ноябре 1947 г. Затем на его базе в январе 1948 г. было создано ракетное производство под началом В. Н. Чужанова. Совет министров СССР распоряжением № 10661 2 августа 1948 г. поддержал министерство вооружений в стремлении создать в г. Златоусте дублера НИИ-88 — СКБ № 385 и опытного производства при нем. Сотрудники новой конструкторской организации прошли обучение в столичном НИИ-88, и в декабре 1949 г. СКБ-385 получило организационную самостоятельность, выйдя из подчинения завода № 66. Возглавил конструкторскую организацию М. П. Гарин, главным конструктором СКБ-385 был назначен П. Н. Байковский. В марте 1950 г. министр вооружения Д. Ф. Устинов поставил задачу — организовать в Златоусте производство и по возможности модернизацию передовой на тот момент ракеты Р-1, а также начать подготовку к производству более совершенной ракеты Р-2 (8Ж32 по классификации Главного артиллерийского управления) с дальностью стрельбы до 590 км и весом взрывчатого вещества — 1000 кг. Оба изделия разрабатывались под руководством С. П. Королева.
В 1949 г. планы по созданию на Урале и в Сибири резервной базы отечественного ракето строения вышли на общесоюзный уровень. 9 марта И. В. Сталин подписал постановление Совета министров СССР № 982-377 о создании на востоке СССР дублеров НИИ, конструкторских бюро и опытных заводов по реактивному вооружению. При этом уже через несколько месяцев был подготовлен более амбициозный проект по созданию мощной научной, конструкторской и производственной базы на востоке СССР. На Урале планировалось строительство целого кластера предприятий для производства комплектующих для ракетной техники и ракет в городах Екатеринбург, Молотов (Пермь), Чкалов (Оренбург). Перепрофилирование заводов и конструкторских бюро было запланировано также в городах Белово, Казань, Новосибирск, Павлово, Саратов, Томск. В г. Челябинске планировалось с 1950 г. начать строительство завода с конструкторским бюро по серийному производству двигателей для реактивного вооружения. На Челябинском лакокрасочном заводе решили создать научно-исследовательскую лабораторию с опытным производством по разработке специальных покрытий.
Далеко не все эти планы удалось реализовать на практике. Например, в Челябинске не был построен специализированный завод по серийному производству реактивных двигателей. Однако подобные изделия для зенитных ракет в 1950-е годы стали выпускать на Челябинском станкостроительном заводе № 78 и на Усть-Катавском вагоностроительном заводе имени С. М. Кирова № 13 в Челябинской области.
Не хватило государственных ресурсов на создание в г. Златоусте дублера НИИ-88. В октябре 1950 г. министр вооружения Д. Ф. Устинов издал распоряжение о демонтаже оборудования по производству ракет Р-2 (принята на вооружение 27 ноября 1951 г.) для передачи его машиностроительному заводу в г. Днепропетровске на территории УССР. Вместе с оборудованием был передан весь производственный задел с полуфабрикатами. В итоге в златоустовском СКБ-385 начался так называемый период «мелкотемья», сократилось число сотрудников. Проект создания ракеты с дальностью стрельбы 50—60 км проиграл в конкурсе ракете, разрабатываемой в ОКБ-3 НИИ-88 под руководством Д. Д. Севрука. Проводились работы по производству реактивной системы залпового огня БМ-14, производились ракетные двигатели конструкции А. М. Исаева; даже имел место опыт работ по производству топливных баков для ракет типа Р-1 из фанеры (шпон-панелей).
Опытное предприятие в Златоусте стали именовать «Химмаш-завод». Однако отсутствие заказов не означало спокойной жизни работников и руководителей. На начальника СКБ-385 и завода М. П. Гарина начались гонения по партийной линии. 15 октября 1951 г. бюро Челябинского обкома ВКП(б) рассмотрело вопрос о работе с кадрами на предприятии и сделало вывод, что на предприятии трудится много сомнительных в политическом отношении лиц, нарушается секретный режим (например, Гарин разрешал своей жене — директору ремесленного училища № 23 проходить к нему в кабинет); плохо организовывалось социалистическое соревнование. Однако в дальнейшем было установлено, что сомнительных работников на предприятие направляет НИИ-88 и 7-е управление министерства вооружения. Большинство этих людей были евреями по национальности, видимо директор НИИ-88 Гонор пытался укрыть специалистов в далеком Златоусте от гонений в ходе компании по борьбе с «безродным космополитизмом». Среди выявленных неблагонадежных числились: инженермеханик М. С. Браверман, инженер-радиотехник Н. С. Брудно, начальник лаборатории Л. И. Гельфер, инженеры-конструкторы Н. С. Гинденсон и З. Х. Канторович (имел родственников в Канаде), замначальника СКБ по капитальному строительству А. Н. Рабинович, начальник пролета сборки Б. С. Шпиндлер и другие. В числе недостойных по политическим причинам числились также: старший инженер-конструктор А. Н. Обельницкий; начальник проектного сектора А. А. Яковчик (брат был осужден за контрреволюционную деятельность); начальник группы сварки Б. Ф. Беляков был сыном лишенца и торговца; техник-контролер Н. С. Владимирович (была ранее осуждена по указу 4 июня 1947 г.) и другие. Всего в списке упоминалось 30 фамилий. Лично Гарина обвинили также в том, что он скрыл арест отца своей жены Кожемякина органами НКВД в 1937 г., а также в проявлении зазнайства и переоценке своих деловых и конструкторских навыков. В итоге Челябинский обком ВКП(б) принял следующие решения: начальнику СКБ-385 был объявлен строгий выговор; министру вооружения Д. Ф. Устинову рекомендовали не направлять на предприятие сомнительных лиц; просили Совет министров СССР рассмотреть вопрос об отнесении Ново-Злато устовского района к режимной местности первой категории; просили ЦК ВКП(б) в связи с особой народно-хозяйственной значимостью СКБ-385 установить должность парторга ЦК ВКП(б) на предприятии. Подписал решение второй секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Н. В. Лаптев . Вероятно, эти события стали продолжением «дела» директора НИИ-88 Л. Р. Гонора, которого обвинили в космополитизме и укрывательстве неблагонадежных кадров и сняли с должности в августе 1950 г., о чем вспоминал Б. Е. Черток6. В итоге в 1952 г. СКБ-385 возглавил новый директор Е. М. Ушаков; главным инженером, а с мая 1953 г. — главным конструктором стал М. И. Дуплищев.
Не удалось реализовать в Челябинской области и проект строительства подземного ракето строительного завода в районе г. Миасс. Подобные планы разрабатывались еще в период работы советских ракетчиков в Германии, где подобные предприятия существовали. В начале 1950-х гг. они появляются в официальных документах. Например, в постановлении Совета министров № 4730-2047 25 ноября 1950 г. «О результатах испытаний и принятии на вооружение ракеты Р-1» в пункте № 15 говорилось о проведении министерством вооружения проектно-изыскательных работ на Урале для строительства серийного наземно-подземного завода по производству ракет дальнего действия. 9 марта 1952 г. Д. Ф. Устинов писал Л. П. Берия, что в мае 1951 г. министерством вооружения в долине реки Миасс в 5 км севернее Уральского автомобильного завода выбрана площадка для строительства жилого поселка и наземных сооружений, а также имеется подземный вариант размещения завода в горе Малый Ильмень. Решением Челябинского облисполкома 30 октября 1951 г. уже был отведен земельный участок под строительство. Здесь имелась возможность построить предприятие на 20 000 работающих и 47 500 жителей с возможностью производить до 1000 шт. Р-1 и 2000 шт. Р-2 в год. Общая стоимость строительства в наземном варианте оценивалась в 1 млн 466 тыс. руб., а в подземном — 1 млн 768 тыс. руб. Однако этот проект по финансовым соображениям не удалось реализовать в подземном варианте. Другим фактором прекращения работ становилась зависимость ракето строительных заводов в 1950-е гг. от сотен поставщиков комплектующих и материалов, что требовало бы строительства сотен подземных предприятий по всей стране, иначе в подземном заводе на случай ядерной войны было бы мало смысла.
В ракетостроительной отрасли продолжался прогресс: ракеты становились надежнее, точнее и мощнее; а главное стоили дешевле стратегических бомбардировщиков. После того как с полигона Капустин Яр 2 февраля 1956 г. произведен успешный запуск ракеты Р-5М с ядерным боеприпасом мощностью 0,3 килотонны, отношение к ракетной технике советских военных и высшего политического руководства кардинально изменилось. Новая техника стала основой военной доктрины СССР.
К производству первых советских ракет типа Р-2 и Р-5 имел отношение также Челябинский электродный завод № 524 (п/я 104) Всесоюзного треста «Союэлектрод» главного управления алюминиевой и магниевой промышленности мини стерства цветной металлургии СССР. Так как первые ракеты разрабатывались еще на основе немецких технологий, то они использовали технологию графитированных газоструйных рулей, которые размещались в соплах и регулировали направление движения струи раскаленного газа и ракеты соответственно, графит для которых выпускался в том числе и в Челябинске. Необходимость в качественном жаростойком графите стала очевидной практически сразу после начала освоения ракетной техники. В 1948 г. было принято постановление Совета министров СССР № 1175-440 14 апреля 1948 г., а затем 22 апреля был издан приказ министерства цветной металлургии, посвященные строительству в Челябинске завода по производству высококачественного графита для ракетной техники. Строительство началось в 1951 г. и было поручено тресту «Челябметаллургстрой». Первый производственный цех графитации был принят в эксплуатацию государственной комиссией только в сентябре 1954 г. В октябре того же года началась подготовка к производству первой партии дефицитного материала, которая была получена 4 ноября 1954 г. Директором предприятия назначили М. Ф. Власьянова, главным инженером В. В. Курова. Предприятие стало дублером Московского электродного завода, который считался передовым в своей отрасли, и на котором проходили обучение многие челябинские специалисты. Все же первоначально графит выпускался преимущественно для нужд атомной промышленности, где графитовые блоки использовались для строительства и ремонта реакторов. Графит требовался также в металлургии, особенно в алюминиевой промышленности. Однако освоение производства шло не столь быстро как планировалось. Численность рабочих была небольшой: в 1955 г. — 182 человека, в 1956 г. — 171, в 1957 г. — 28910. Большую часть продукции, выпускаемой основным цехом завода № 1, составлял графит марки ЭС-40 и ЭС-50 различных сечений и размеров. С 1955 г. по 1958 г. объем производства графита вырос с 1485 до 2239 тонн, а объем валовой продукции с 9 млн 646 тыс. руб. до 22 млн 756 тыс. руб. Производство модернизировалось и в 1958 г. была выпущена первая опытная партия графитированных заготовок марки С-17Б с металлической арматурой для ракет Р-2 и Р-511. К концу 1950-х гг. производство ракет Р-2 и Р-5 сокращалось, и завод переключился на выпуск продукции для других более совершенных типов ракет, например, Р-11.
В середине 1950-х гг. появлялись новые более совершенные ракеты: на смену Р-1 пришла более экономичная и точная ракета Р-11, разрабатывалась ракета средней дальности Р-12, а также межконтинентальные Р-7 и крылатые — «Буря» и «Буран». Появление новых образцов ракетной техники потребовало привлечения к их созданию и производству дополнительного кон структорского и научного потенциала, а также производственных мощностей. Завод № 586 в г. Днепропетровске оказался перегружен заказами, к тому же располагался в относительной близости от границ. Руководство ракетной отрасли вновь обратило внимание на Урал, где уже был создан научный, конструкторский и производственный задел. В итоге к созданию ракеты Р-11 решили привлечь златоустовское СКБ-385, которое тогда возглавлял Е. М. Ушаков. Это решение предоставило уральской конструкторской организации второй шанс на участие в передовых ракетных разработках, и этот шанс не был упущен.
Необходимость использовать потенциал и географическое положение Урала становилась все более очевидной. 22 июля 1954 г. министр среднего машиностроения В. А. Малышев, его первый заместитель Б. Л. Ванников и заместитель М. В. Хруничев, первый заместитель мини стра обороны СССР маршал Г. К. Жуков, первый заместитель министра оборонной промышленности А. В. Домрачев направили первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву докладную записку об организации работ по производству ракет на Урале и в Сибири. Авторы письма предложили создать на Урале дублер завода № 586. После рассмотрения различных вариантов самым удобным местом для производства ракет Р-11 посчитали г. Златоуст, где было расположено ракетное конструкторское бюро № 385 и завод № 66, выпускавший стрелковое вооружение (выпуск этой продукции предлагали передать заводу № 622). Здесь помимо ракет Р-11 предлагалось выпускать двигатели и автоматику для ракет Р-5 и Р-7. Эти 249 планы требовали строительства 100 тыс. квадратных метров дополнительных производственных площадей. Общая стоимость работ по созданию к 1960 г. второй производственной базы ракето строительной отрасли оценивалась в 1 млрд 700 млн руб. В качестве смежников предлагалось привлечь следующие уральские предприятия: производство графитированных рулей сосредоточить на строящемся в Челябинске электродном заводе № 524, аппаратуру управления решили изготавливать на заводе № 626 и СКБ при нем в г. Свердловске (будущее Научно-производственное объединение автоматики), где главным конструктором и руководителем был Н. А. Семи хатов. Гироскопические приборы предлагалось производить на строящемся в системе Мини стерства судостроительной промышленности заводе № 911. Необходимые резинотехнические изделия предлагалось выпускать на профильном заводе министерства химической промышленности в г. Свердловске.
Другим важным решением, превратившим СКБ № 385 министерства оборонной промышленности в один из ведущих мировых центров ракетостроения, стало назначение на должность главного конструктора талантливого инженера, управленца и ученого В. П. Макеева. Виктор Петрович родился 25 октября 1924 г. в поселке имени Кирова Коломенского района Московской области. Его отец с 1930 г. сделал карьеру в авиационной отрасли от токаря до заместителя директора завода. Московский завод № 23, где в последние годы работал отец Макеева, выпускал стратегические бомбардировщики Ту-4, а в 1960 г. вошел в состав ракетного ОКБ-52, где генеральным конструктором был В. Н. Челомей. В. П. Макеев продолжил дело отца, в 1939 г. после окончания семилетки поступил на работу на авиационный завод № 22, где начинал работу его отец. В эвакуации в 1942 г. он поступил в Казанский авиационный институт, откуда перевелся в Московский авиационный институт. В 1948 г. по распределению был направлен в НИИ-88, где проработал с июля 1947 г. — по сентябрь 1950 г. на должностях инженер, инженер-конструктор. Интересно, что Макеев впервые увидел С. П. Королева еще в Казани в 1942 г., но не придал этой встрече внимания, зато в период написания дипломной работы под руководством В. С. Будника, Королев обратил внимание на молодого инженера, и предложил ему тему, связанную с разработкой ракеты для запуска двух пилотов на высоту более 100 км с последующим возвращением. После успешной защиты Макеев просился на авиационное предприятие, ссылаясь на отдаленность станции Подлипки от его квартиры в Филях (два с половиной часа в пути). Однако Королев уговорил его остаться и пообещал жилье. В 1950 г. Макеев закончил курс обучения на высших инженерных курсах при Московском высшем техническом училище имени Баумана с правом защиты кандидатской диссертации. Однако в 1950 г. он неожиданно был мобилизован на комсомольско-политическую работу: инструктором отдела рабочей молодежи в ЦК ВЛКСМ. В этой должности он выезжал в Болгарию, Румы нию и Финляндию руководителем по политиче ской части спортивной делегации борцов СССР, в том числе на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 г. В октябре 1952 г. В. П. Макеев настоял на своем возвращении в Калининград в конструкторское бюро С. П. Королева, где проработал в должностях старшего и ведущего инженера. Здесь же он участвовал в работе комсомольской организации. Основной сферой конструкторской деятельности Макеева в ОКБ-1 стали различные модификации новой ракеты Р-11, производство которой Правительство СССР передавало на Урал на завод при СКБ-385. Королев предложил Макееву должность заместителя главного конструктора, а СКБ-385 предложил сделать филиалом ОКБ-1. Однако подобный статус не давал возможности раскрыть весь творческий потенциал, и Макеев поставил условие, что на Урал поедет только в должности главного кон структора. В итоге Королев был вынужден согласиться и в июне 1955 г. Макеев получает назначение на должность главного конструкторапервого заместителя начальника СКБ-385 в г. Златоусте. В этом статусе он проработал до февраля 1963 г., когда стал начальником и главным конструктором СКБ-385 (п/я 120), получив всю полноту ответственности и руководящие полномочия на предприятии. За молодость, смелость и принципиальность новый главный конструктор получил среди главных конструкторов прозвище «Пионер». Согласие уехать на Урал Макеев, возможно, дал и по личным причинам: 9 февраля 1955 г. после тяжелой болезни умер его отец, а новое место и ответственное задание позволяло пережить потерю.
Оборонное значение СКБ-385 поднялось еще больше после того как ЦК КПСС и Совет министров СССР 26 мая 1955 г. приняли постановление № 1048-607 «О ходе работ по использованию ракеты Р-11 для транспортировки атомного заряда (ракета Р-11М)». Дальность полета такой ракеты устанавливалась от 60 до 150 км с отклонением на минимальной дальность не более километра во все стороны. Конструкторскому коллективу, производственным рабочим, инженерам и техникам, а также новому главному конструктору предстояла большая и напряженная работа. Первоначально было решено доработать вариант Р-11 с обычным взрывчатым веществом весом 530 кг и дальностью полета до 270 км. Ракета, принятая на вооружение в июле 1955 г., была недоработанной. Поведение нового высококипящего окислителя (азотной кислоты) в процессе горения в двигателе было еще не полностью изучено. При этом передача ракеты новому производителю позволила НИИ-88 отстраниться от исправления выявленных на зачетных испытаниях недостатков. В итоге завод № 385 не смог выполнить план за 1955 год и вместо 70 ракет выпустил только 9, и то собранных из узлов и деталей, переданных из НИИ-88. В 1956 г. вместо 100 ракет удалось собрать только 46. Более того, изделия не прошли испытания: две выпущенные ракеты упали в 24 и 19 км от места старта. Выяснилось, что ракета имеет недостатки в конструкции двигателя, в котором начинались сильные вибрации, что приводило к поломкам системы управления. Министерство оборонной промышленности обязало НИИ-88 помочь в доработке изделия. В итоге в 1956 г. было сдано 6 боевых и 6 учебных ракет, а в январе 1957 г. еще 6 ракет передали министерству обороны для испытаний. В 1957 г. на государственном центральном полигоне 7 ракет были испытаны в период с 4 января по 20 февраля, и три пуска оказались неудачными. Однако государственная комиссия, работу которой курировали М. В. Хруничев, И. С. Конев и В. М. Рябиков разобралась в причинах этой ситуации, обвинив в авариях не СКБ-385, а министерство оборонной промышленности, которое не организовало должной помощи молодому предприятию, не обеспечив отработанной технической документацией и техническими консультациями. СКБ-385 было решено усилить инженерно-техническими кадрами. Президиум ЦК КПСС 2 апреля 1957 г. рассмотрел этот вопрос на заседании и вынес решение «Об изделии Р-11», в котором обязал лично министра оборонной промышленности Д. Ф. Устинова, его заместителя К. Н. Руднева и директора Златоустовского машиностроительного завода № 385 Е. М. Ушакова устранить недостатки в работе предприятия. В тот же день Совет мини стров СССР принял постановление № 343-164, которое содержало план работ по устранению недостатков ракеты. К работе для помощи СКБ-385 привлекли специалистов из королёвского ОКБ-1 и ОКБ-2, где главным конструктором был А. М. Исаев. Также заводу выделено 20 млн руб. для производства дополнительных 10—12 ракет с целью проведения испытаний в мае — июне 1957 г. Доработка Р-11 была важна для создания модификации ракеты — Р-11М с ядерным боеприпасом. На этом образце были сделаны необходимы доработки, уменьшившие вибрацию двигателя и повысившие вибростойкость рулевых машинок. В результате пристрелочные испытания 11 апреля 1957 г. дали положительные результаты. В итоге 31 мая 1957 г. Совет министров СССР издал постановление № 612-299 «О проведении зачетных испытаний изделия Р-11М». В подготовке этих работ принимал активное участие С. П. Королев как главный конструктор ракеты — это ответственное изделие после имевших место неудач еще не доверили СКБ-385 полностью.
Министр оборонной промышленности Д. Ф. Устинов регулярно отчитывался перед ЦК КПСС о состоянии работ по ракете Р-11. Например, 6 июля 1957 г. он писал, что проведены следующие мероприятия: сталь марки 12Х5МА была заменена на нержавеющую, отработана герметизация пиропатронов и новая конструкция форсунок. В сентябре 1957 г. были испытаны 3 ракеты, из которых одна не попала в нужный квадрат. Были сделаны новые доработки и на испытаниях в ноябре — декабре 1957 г. все 13 стандартных пусков оказались успешными. Однако одна ракета № М688П была проверена на длительное хранение в заправленном состоянии, а затем после замены топлива не смогла взлететь и взорвалась. Начались работы по сохранению боевых качеств ракеты после хранения в течение двух месяцев в заправленном состоянии. В итоге министерство обороны приняло на вооружение 97 ракет Р-11 с обычным боеприпасом, произведенных на заводе № 385. Министр обороны Р. Я. Малиновский и заместитель министра обороны по специальному вооружению и реактивной технике М. И. Неделин 14 января 1958 г. докладывали ЦК КПСС об успешных испытаниях и устранении основных недостатков ракеты, и указывали, что завод № 385 сможет в 1958 г. произвести 359 ракет Р-11 в трех вариантах: с обычным боеприпасом, атомной боеголовкой и в морском исполнении. При этом они указывали на необходимость унифицированного варианта ракеты, пригодного для всех целей под названием Р1 МУ, а также на важность продолжения работ по устранению всех замеченных недостатков. Специалисты промышленности А. В. Домрачев и В. Д. Калмыков в докладной записке в ЦК КПСС 16 января 1958 г. подтвердили вердикт военных о готовности ракеты Р-11 (другое кодовое название варианта ракеты с обычным боеприпасом — 8А61) к серийному выпуску на заводе № 38523. 1 апреля 1958 г. постановлением правительства СССР № 380-182 на вооружение принят вариант ракеты Р-11М с атомной боеголовкой. Однако максимальная дальность стрельбы в этой модификации была меньше стандартной и составляла около 150 км. Был также подготовлен комплект наземного оборудования, состоящий из 13 агрегатов и машин, которые выпускались на различных заводах страны, а один — грунтовая тележка-полуприцеп 8Т137 — на Челябинском заводе «Строммашина».
Участие в работе по модернизации ракеты Р-11 позволило специалистам СКБ-385 получить крайне полезный конструкторский опыт. Однако основным призванием СКБ-385 и его коллектива во главе с главным конструктором В. П. Макеевым стала разработка баллистических ракет для подводных лодок. Первой подобной ракетой стала морская модификация ракеты, получившая наименование Р-11ФМ и положившая начало серии более совершенных ракет для атомных ракетоносцев советского Военно-морского флота. Фактически регион стал превращаться в одни из центров создания ракетно-атомного щита нашей страны и продолжает оставаться им и в настоящее время.
К середине 1950-х гг. Челябинская область стала полноценным участником не только атомного, но и ракетного проекта в СССР. Проблемы, связанные с освоением новой техники были преодолены. В регионе были созданы условия для создания новых и развития уже созданных ракетных производств. Например, в г. Миассе (Машгородок) была построена новая производственная и исследовательская база СКБ-385, а также завод по производству гироскопов.
А. В. Буданов. Основные проблемы становления ракетостроительной отрасли…