От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Река — утонула.

И осталась на дне. Что это? Это — Шершневское водохранилище, или, как говаривали прежде, «море». Заметьте, не озеро, а море.

Передо мной и, надеюсь, перед вами, карта-схема, на которой совмещена сама река и ее водохранилище. Я рассмотрел ее (рассмотрите и вы) и кое-что вспомнил (вспомните и вы).

Оно мне давно уже родное, Шершневское «море». Сколько рассветов и закатов встретил я на берегу у сада «Медик»!.. А его «настроения»? То ветреная пасмурность, то утренняя ласковость, то зимняя сонливость, то весеннее ликование... Я знаю и его знойные штили, и первое, невинное, будто бы случайное, дуновенье при абсолютном безветрии, и следующий за ним второй, уже явственный порыв ветра, и нарастающий напор, накатывающий волны, и стремительный вихрь, предшествующий грозовой туче, и, наконец, дождь и едва ли не ураган, срывающий с якорей лодку и уносящий ее поперек пенистой волны...

Много утренних зорь я таскал с лодки чебаков и окуней. «На Шершнях» познал я и то рыбацкое счастье, когда поднятый со дна лещ бронзовым диском послушно ложится боком на поверхность воды — и остается только подвести под него сачок…

Если с каменистого мыска у сада «Медик» смотреть прямо, а это значит на северо-запад, то видишь только водную плоскость, а далеко за ней полоску берега, в березняки которого садится летнее солнце. Прежде, «до моря», с этого места открывалась другая «живопись». Склон тут был довольно крутой, падал метров на шесть, к болоту. За болотом зеленела луговина, у самого русла извивались в рогозе обмелевшие старицы.

До затопления этот берег был распахан. Когда перед тобой водная гладь, трудно представить, что под ней когда-то ходил трактор с плугом, гудел, поднимал пыль...

Шершневское водохранилище залило водой черноземы и глины, сенокосы и пастбища, березняки и тальники, болота и старицы, тростники и осоки, овражки и карьеры, пески и камни, полевые дороги и телефонные линии, птичьи гнезда и звериные норы. А еще поселок Митрофановского совхоза, кое-что из строений в Сосновке, Смолино, Бутаках и целиком деревни Кисели и Черняки... Более всего жаль Михайловку, бывшее поместье Покровских, вместе с которой канула на дно занимательная глава челябинской истории.

Не знаю причин, но в первые годы ихтиологи почему-то намерились «назначить» «ведущей» рыбой Шершневского водохранилища сазана, но мне сазан не попадался ни разу. Да, развелся лещ (будто бы из озера Иткуль), да, развелся судак (будто бы аж из Рыбинского водохранилища), поубавилось разве что «сорной рыбы», то бишь чебака, окуня и другой мелочи. Но впечатление такое, что с годами мало-помалу оскудело рыбное стадо Шершневского «моря». Что-то ничто не по вкусу рыбе — ни тесто, ни червь, ни мотыль, ни мормыш. Будто сыта она перманентно. И на рассвете с берега уже не отчалит ни одна рыбацкая лодка. Однако, говорят, что рыба есть.

Михаил Фонотов

Храм св. преп. Серафима Саровского

456581, пос. Зауральский Челябинской области, ул. Труда, д. 14.

Настоятель иерей Алексий Гофман

История-прихода

Господь строит храм

Из опыта становления прихода

В нашем поселке храма никогда не было. Поселок и возник-то в тридцатых годах прошлого века как центральная усадьба зерносовхоза-гиганта в километре от железной дороги. В поселке была мощная МТС — машинно-тракторная станция. На ее базе в 1942 году и разместился эвакуированный из Ростова-на-Дону механический завод. После войны механический завод стал работать над заказами ЧТЗ (Челябинского тракторного завода), а потом и вовсе стал филиалом тракторостроительного гиганта.

Завод стал градообразующим, пережил две больших модернизации, которые сопровождались быстрым ростом поселка, интенсивным жилищным строительством. Поселок так и назывался: поселок механического завода — и только в 1970-годах получил свое название — Зауральский.

Короче говоря, поселок — типично советский, социалистический, молодежный.

«Плохая речка»

А по соседству, в 10 километрах, есть город Еманжелинск, бывший шахтерский город. Он тоже возник в начале тридцатых годов на месторождении каменного угля. Город строили ссыльные, так называемые спецпереселенцы. В основном это были «раскулаченные» крестьяне, к которым во время войны добавились русские немцы, выселенные с Поволжья.

Это были особые люди — верующие, работящие крестьяне, которые с молитвой утром вставали и с молитвой вечером ложились. Их выгрузили в голую болотистую степь на берега Плохой речки (так с башкирского переводится название Яман Жилге, от которого и происходит слово Еманжелинск). Они выстроили к первой зиме землянки из дерна, двадцать больших землянок 10 на 20 метров каждая. Спаслись не все, смертность была большая, но более половины зиму пережили, на другое лето стали строить камышитовые бараки. Камышит — это своего рода маты, сплетенные из камыша, которые крепились к столбам, а между ними засыпалась земля. По сути, те же землянки, только усовершенствованные и даже двухэтажные. Они простояли до конца пятидесятых годов.

Все это надо было делать одновременно с рытьем карьера для добычи угля. Копали лопатами, вывозили на тачках, потом на конных тележках. Еще шла война, а уголь уже стали добывать, ближе к концу войны появились первые экскаваторы.

Вот в этом-то поселке Еманжелинские угольные копи в 1948 году открылась церковь. Конечно, не сразу, конечно, верующие много раз обивали пороги кабинетов уполномоченных по делам религии и уже отчаялись было. Но жившая в то время в Троицке блаженная Дунюшка (Евдокия Чудиновская) сказала пришедшим к ней за советом жителям копей: «Идите просите еще раз, разрешат». И действительно разрешили. Жители приобрели деревянный домик (избу) и в нем оборудовали простейший храм, но с алтарем, как положено. Украшали ручной работой, как могли. Дунюшка испекла богослужебные просфоры и прислала в Еманжелинск. Первая служба и была отслужена на этих просфорах.

Затем деревянный дом обложили новыми кирпичными стенами, а в 1997 году пристроили и колокольню.

Вот в таком храме, среди таких прихожан, истовых, верных, и сформировалось ядро будущего прихода поселка Зауральского. В помещении воскресной школы при Еманжелинском храме в августе 2007 года мы провели учредительное собрание Зауральского прихода. Благочинный Коркино-Еманжелинского округа (Коркино — это тоже название города, где, кстати, находится самый большой карьер на нашем континенте, там недавно побывал В.В. Путин) отец Сергий Гулько и настоятель Еманжелинского храма отец Николай Трофимов присутствовали на нашем собрании. Отец Сергий спросил, какому святому будет посвящен наш будущий храм и сам же предложил: преподобному Серафиму Саровскому, ведь 1 августа мы праздновали его память.

Он напомнил, что два года назад наши зауральцы уже пытались создать свой приход, это было в январе, когда тоже празднуется память преподобного Серафима. Но тогда не получилось. На этот раз викарий Челябинской епархии епископ Феофилакт дал прямое указание: создать приход.

Мне предложили стать председателем приходского совета (старостой), поскольку у меня дома есть компьютер и я мог подготовить учредительные документы. Думалось: пришлют настоятеля — и я ему передам все дела.

Учредить-то учредили, а ничего нет. Ни помещения, ни утвари, ни книг. Полгода мы искали помещение — ничего нет в поселке. А купить дом — не на что, денег у прихода никаких нет и жертвователей нет. Оставалось молить Бога и покровителя нашего преп. Серафима Саровского. Мы и собирались по субботам на квартирах и читали акафисты. А по воскресеньям по-прежнему ездили в Еманжелинск, в Свято-Введенскую церковь. Были, конечно, сомнения: ну, откуда вдруг возьмется помещение — мы все обследовали, весь поселок! Обратились в городскую администрацию, чтобы детскому спортивному клубу предоставили другое помещение, а он бы освободил нам комнату в здании бывшей школы. Но руководитель спортклуба был решительно против, его поддерживали депутаты поссовета, в большинстве коммунисты.

Вещий сон

В феврале 2008-го, когда я уже стал немного отчаиваться, мне во сне явился необычный старичок. Чувствую, что он церковный, но не батюшка Серафим. Говорит: «Давай, давай, милок, не останавливайся, пойдем, покажу великую тайну». И ведет меня куда-то на гору. По пути остановились на передышку, я подумал: старенький он, тяжело на гору-то подниматься. А он говорит: «Думаешь, мне лет 80-90? А мне, милок, уже 419 годков!», — и я отчетливо вижу его лицо с крупным носом, простенькую, бедную одежду, хоть и чистую.

Встали мы и пошли вверх, смотрю: за вершиной горы показался столб, черный на фоне светлого неба. Чем выше мы поднимались, тем яснее становилось, что это крест. С перекладинкой-табличкой наверху и большой, огромной перекладиной посередине. Размах креста был огромен — десятки метров или вообще как бы над всем миром, а на перекрестье — маленький темный силуэт человеческой фигурки. Я думаю, какая же это тайна, я знаю, Кто это. А старичок говорит: «Это великая тайна», — и я понимаю, что он о смысле и значении Жертвы говорит.

Так и закончился сон. Утром я думал, что бы это значило, кто этот старичок? Посмотрел в интернете, что было 419 лет назад в жизни Русской Церкви. Оказалось — был избран первый русский патриарх Иона. Но на иконе было другое лицо, чем видел я во сне. Я припомнил, что видел это лицо на фотографиях и вспомнил: это патриарх Тихон (Беллавин). Посмотрел на фото еще раз: точно он. Что он хотел сказать? Просто поддержал, чтобы мы не отчаивались.

Я позвонил главе Еманжелинского муниципального района, к которому записался на прием, а он говорит: «Вопрос решен, мы даем вам комнату. Остроухов выделил вам комнату, которую освободили электрики». Анатолий Викторович Остроухов — это владелец здания бывшей школы, в котором находились и жилищно-коммунальные службы, и тот самый детский спортклуб, рядом с которым электрики освободили комнату.

Обыкновенное чудо

Надо ли говорить, с каким энтузиазмом прихожане принялись за ремонт и благоустройство комнаты! На ремонте трудились не только учредители, но и другие прихожане. В оборудовании алтаря, клироса, свечного прилавка много потрудились Михаил Иванович Яшанин (ныне покойный) и Юрий Алексеевич Измайлов. Из женщин почти целыми днями трудились Н.К. Ятло, Т.М. Сидоренкова, Л.А. Селезнева, В.В. Шамина и другие. В ремонте и оборудовании временного храма нам очень помог настоятель соседнего храма — из села Коелга (которое знаменито своим мрамором, этим белым камнем одеты и московское метро, и Большой Кремлевский Дворец, и Храм Христа Спасителя и много-много других зданий по всему миру), отец Леонид Глебец. Он привез краски для ремонта, иконостас, хранившийся в запасниках коелгинского храма, линолеум для пола, предоставил на первое время богослужебный инвентарь, аналои, заказал столярам престол и жертвенник и привез их, нашел предпринимателя, который оплатил наши самые первые приобретения утвари и богослужебных книг. И наконец, отслужил первую литургию. Также много помогал алтарник коелгинского храма Андрей Ромин (ныне священник).

Затем у нас служили разные священники, которых присылал владыка Иов, свой настоятель отец Стефан у нас появился в июле 2008 года. Но мою радость охладил благочинный отец Сергий: «А ты неси послушание старосты, пусть пока молодой выпускник духовного училища освоится!». И это «пока» продолжается до сих пор, теперь уже настоятель отец Стефан просит меня еще потрудиться старостой с правом первой подписи. Потому что трудности не кончаются.

Надо сказать, что служение на приходе дает возможность воочию увидеть помощь Божию по молитвам нашего небесного покровителя. Трудности возникают регулярно и порой кажутся непреодолимыми, но вдруг находится совсем неожиданное решение.

Так неожиданно мы получили комнату, а через полгода владелец здания предоставил нам еще одну, смежную, потому что спортивный клуб вдруг съехал в другое место! В начале 2009 года мы затеяли реконструкцию, чтобы сделать алтарь в смежной комнате, прорубив три двери, а первую комнату освободить под зал. К началу апреля подошла очередь отделочных работ, и вдруг появляется человек, говорит: «Хочу поработать в церкви немного». — «Вы хотите заработать?» — уточняю. — «Нет, я бы хотел пожертвовать, но денег нет у меня, так я поработаю, если можно». — «А что вы умеете делать?» — «Я отделочник, учился евроремонту». Стало ясно, что этого человека, Анатолия Аксенова, привел преподобный Серафим. Вот так, к годовщине первой литургии 5 апреля, мы закончили реконструкцию и реимонт, только еще не все иконы были готовы для нового иконостаса.

И такие маленькие, внешне неприметные чудеса — не редкость, а норма жизни прихода.

Земельный участок под строительство храма нам сначала выделили в центре поселка, где дом культуры и сквер с обелиском. Большой участок, 2 га! Но оформление документов шло как-то медленно и «со скрипом». Оказывается, коммунисты-депутаты возмутились: сквер не отдадим. Участок у нас урезали, оставили полоску, посреди которой проходит теплотрасса. Если строить, то надо переносить теплотрассу, а это миллионы рублей! Мы обратились с просьбой о выделении другого участка.

Если в первый раз на градостроительном совете, выделяя участок, на меня смотрели с хмурым удивлением, то второй раз нашу команду — настоятеля, старосту и строителя — встретили приветливо, со вниманием и пониманием. Что изменилось за два года? Приход прочно вошел в жизнь поселка, действующий храм стал нужен людям, а престольные праздники и поселковое собрание по поводу строительства храма собирали солидное количество жителей поселка, на предвыборное собрание столько не соберешь.

Но давалось это нелегко и с внутренней стороны. Внутри прихода, даже среди учредителей (т.н. «десятки») были разногласия, разномыслия, обиды. В первое время — часто и даже на пустом месте. Вдруг обидятся, вдруг поссорятся из-за одного взгляда или слова, или молчания. Ясно было, что враг рода человеческого обильно сеет свои семена. И приходилось постоянно улаживать, уговаривать, разъяснять. Кстати, присутствие мужчины женщин как-то успокаивает.

Хорошо сближают совместные трапезы — получив вторую комнату, мы организовали в ней трапезную. А в престольный праздник накрываем стол в коридоре — он в бывшей школе широкий, просторный. Сто человек одновременно за трапезой или за просмотром фильма. Сдруживают праздники, когда дети готовят викторины, стихи, действа, потом смотрим просветительный фильм (у нас есть медиапроектор, а ноутбук просим у кого-нибудь на праздник). Но лучше всего совместный труд — субботники по подготовке к престольному празднику, реконструкция, ремонт.

Знакомые мне церковные люди предупреждали, что клирос — место неспокойное, там нередки эмоциональные срывы и обиды. И понятно, враг стремится сорвать богослужения, ведь литургия — это сердце прихода. Перестанет биться сердце — приход умрет, разбегутся все. Приходилось искать людей, потом искать снова, оплачивать транспорт, привозить-отвозить певчих. Выручал опять же отец Леонид. К нему на обучение мы посылали своих просфорницу, регистраторов, бухгалтера. Но обучение достаточного количества певчих еще впереди, это задача не из простых.

В первый же год мы организовали большую паломническую поездку по святым местам соседней Курганской епархии. Это способствовало сближению прихожан, но в дальнейшем мы поняли, что еще лучше — поездки к соседям на престольный праздник и приглашение их к нам соответственно. С первого нашего престольного праздника 1 августа 2008 года мы проявили настойчивость и уговорили вместе служить на празднике двух священников — отца Леонида, который начинал службы в нашем внутридомовом храме, и отца Стефана, который был только назначен. С тех пор это стало традицией: мы сдружили настоятелей соседних приходов и они заменяют друг друга при надобности, а престольные праздники служат вместе.

Это — Россия!

На новом земельном участке дело сразу сдвинулось с мертвой точки, видимо, небесный наш покровитель, батюшка Серафим, заранее знал, что нам этот участок предназначен. Со строительством тоже не без чудес. Мы стали собирать деньги, выдавая свидетельства об именном кирпиче, вложенном в стену храма, искали проект. Но бесплатный проект все никак не находился, а покупать, да еще и за привязку проекта к местности платить — это не по средствам, назывались суммы до 1,8 миллиона. Нам такие деньге «не светили», да и Попечительский совет, который мы собрали из местных предпринимателей, только головами крутил: ничего себе цены! Да за такие деньги построить можно, а тут — за проект отдай. Нам же не дворец нужен, а попроще.

Тянулась эта неопределенность до тех пор, пока владелец здания нас не попросил освободить помещение, поскольку здание выставлено на продажу. Тут нам стало ясно: ждать нечего, надо срочно решать. Кто-то предложил купить деревянный сруб (благо, тут продавался сруб 10×10) и быстренько собрать помещение, в которое можно будет переехать. А потом уже не спеша строить каменный храм. Купили мы сруб, сделали под него фундамент (хорошо, что с запасом прочности...), весной собрались перевозить сруб, пощупали — а он гнилой, под рукой рассыпается! Срочно пришлось делать проект для кирпича и пеноблока. Сами нарисовали и попросили местное архитектурное бюро «Проект+» (в Еманжелинске) сделать официальные чертежи, с подписью. Так нам бесплатно (по ходатайству предпринимателя Ю.Я. Горбунова) сделали проект по нашим рисункам, и стали мы строить каменный храм 10×10 метров, имея на счету 300 тысяч рублей.

Мне пришлось взять на работе отпуск без содержания на все лето (ибо старостой я на общественных началах) и работать за рабочего, прораба и диспетчера. Потом отец Стефан нашел бригаду строителей, приезжих из Узбекистана и Таджикистана. Их руководство живет на Урале постоянно, зарегистрировав строительную компанию, а рабочие меняются каждый сезон. Мы чуть не каждый день отправляли письма на предприятия стройматериалов с просьбой о помощи. На одном из них, челябинском заводе «Кемма», попросили поставить на письме визу правящего архиерея. Мы это сделали — и облицовочный кирпич нам выделили благотворительно. Таким же образом получили пеноблок, утеплитель, цемент, песок. Платить пришлось за пиломатериалы (и то лишь потому, что местный предприниматель оказался в том году без леса, поставщик подвел), за работу каменщикам, потом — кровельщикам, потом за купол.

Транспорт жертвовал предприниматель И.П. Рыбалов, автокран — предприниматель А.С. Киселев, полнотелый кирпич — В.А. Цветков, металлические изделия — С.С. Татарников. Помогали транспортом, экскаватором, бурильной машиной, словом, техникой предприниматели не только поселка, но и соседних городов — Еманжелинска, Южноуральска, Челябинска. За лето стены выросли, а у нас на счету все так же 300 тысяч рублей. Мы поняли, что храм строит Господь, а нам дозволяет поучаствовать. И главное, при этом Он внутри нас строит храмы, вот что интересно.

И вот, в декабре 2011 года в поселке Зауральском прошло значительное и приятное событие — на новом, строящемся здании церкви св. преп. Серафима Саровского установлен «золотой» купол с крестом. Золотой он, конечно, только по цвету, он изготовлен мастерами города Трехгорного из оцинкованной стали и покрыт нитридом титана с гарантией сохранности золотистого слоя сроком на 50 лет.

При стечении народа, в присутствии Попечительского совета благочинный Коркино-Еманжелинского округа протоиерей Сергий Гулько освятил крест. Ему сослужил настоятель зауральского храма иерей Стефан Кокшаров, присутствовали священники из других храмов — отец Леонид и отец Андрей из Коелги, отец Кирилл из Миасса.

Радостное событие стало возможным, прежде всего, благодаря постоянным пожертвованиям прихожан, собравших деньги на купол (причем жертвуют не только зауральцы, но и жители Челябинска и других городов, никаких бюджетных денег, конечно, нет и никто не обещал), а также благодаря помощи предпринимателей. Так, автокран выделило Еманжелинское ДРСУ (Кулагин В.С.), автовышку — предприятие «Водоканал» (Худяков Д.) г. Еманжелинска, грузовичок для перевозки купола — ЗАО «Аккорд» (А.С. Киселев), на территории которого купол временно и хранился.

Отец Сергий поздравил всех прихожан с радостным событием, напомнив, что оно стало возможным благодаря ходатайству небесного покровителя поселка — преподобного Серафима Саровского.

Храм строим буквально всем миром, как в старину. И потому он уже дорог жителям поселка, каждый считает его своим. Золотистый купол виден издалека, при движении к поселку любому прибывающему сразу понятно: это Россия. Здание приобрело церковный вид. Хотя внутри еще много работы, она будет выполнена с большим воодушевлением.

И это только первое здание задуманного храмового комплекса. А задумано, помимо большого каменного храма, жилье для священника, воскресная школа с мастерской для изучения основных ремесел, иконная лавка со сторожкой, трапезная. А нынешний храм-часовня станет библиотекой-издательством.

В. Максимов, председатель приходского совета.

Советский никель

Второго августа 1933 г. в газете «Уральский рабочий» появилась такая заметка: «Ватер-жакетная печь Верхне-Уфалейского никелевого завода выдала первую плавку роштейна...».
День 2 августа принято считать днём рождения первенца никелевой отрасли промышленности в СССР —Уфалейского никелевого завода (Уфалейникель).

Никель в природе был открыт в 1751 г. Никелевые руды («земные медные руды») в России были открыты на Урале в 20-е годы XIX века в Ревдинской даче, принадлежащей сыну Акинфия Демидова — Петру, на территории Петровского месторождения железных руд. Попытка выплавить из них медь не удалась и месторождение было заброшено. Но было установлено, что в этой руде содержится никель. Российские металлурги и ученые настойчиво вели поиски получения никеля металлического. Так за образец с содержанием ферроникеля 70,5 % и Fe 23% владелец Ревдинских заводов Пётр Демидов на Всероссийской промышленной выставке получил золотую медаль. Тем не менее уже 1859 г. все эти попытки и исследования, указом Горного управления были прекращены, «...так как металл этот, по весьма ограниченному техническому его употреблению, не может составлять для казны предмет какой-либо важности...». И это не смотря на опыты по изготовлению пушечной стали на Мотовилихинском заводе в Перми в 1880г. И, предложенное Д. Ригелем в 1891 году, применение никелевой стали для брони. Опыты подтверждали стратегическое значение никеля. Так создавались предпосылки никелевого производства на Урале, но до советского периода его наладить не удалось.

В 1907 году приват-доцент Казанского университета Кротов П.И. открыл в районе Верхнего Уфалея месторождение никелевой руды на склоне горы Черемшанка. В 1912–1913 г.г., в 1915–1917 г.г. геологи Керзин Н.А. Шадлун Н.И., Мурашов Д. Ф. обследовали железные рудники в районе Уфалея и подтвердили наличие в железных рудах силикаты никеля. Российские металлурги, инженеры и техники, проводили различные опыты по извлечению металла Ni из «мягких землистых руд» Урала. В годы 1-й Мировой войны Г.А.Кащенко и Н.Н. Барабошкин, под руководством А.А. Байкова, проводят опыты по извлечению Ni из уфалейской руды в лаборатории Петроградского политеха . Ряд опытов плавки руд на штейн проводились П. М. Бутыриным, В.Е. Васильевым и С.И. Явдынским на домне Верхне-Уфалейского мет.завода. Позднее, под руководством Г. А. Кащенко, они же провели опытные плавки никелевой руды в мартене Нижне-Уфалейского завода. Им удалось получить штейн с 83.5% Ni. . За границей внимательно следили за работами российских специалистов. В России более 40 лет опытов не привели к налаживании производства Ni из уральских руд. Результаты опытов не находили понимания у царского режима неспособного решать сложные производственные вопросы. В СССР, на основании решения I Всесоюзного совещания по цветным металлам в 1925 г. организуются систематические поиски и разведка никелевых руд. Трест Главцветмет ВСНХ СССР организует в Уфалее геологическую партию под руководством инженера-геолога А.А.Глазковского для изучения запасов никелевых руд на месторождениях Черемшанского куста. Еще открыты Тюленевское и Крестовское месторождения. Выделяются деньги на проведение опытов по извлечению Ni из уфалейских руд в полупромышленных условиях. В 1927 г. было решено построить опытную установку на базе Свердловского аффинажного завода, используя его кадры и опыт квалифицированных лаборантов, исследователей и опытных мастеров. В феврале 1928 г. здесь на небольшой вагранке-ватержакете начали плавить никелевую руду из Уфалея. Здесь уже в июне 1928 г. было получено 19,6 кг. советского металлического никеля с содержанием 98,5 %. С июля 1931 г. по октябрь 1932 г. опыты по плавке никелевых руд продолжили на Полевском опытном никелевом заводе (бывшем медеплавильном). С Тюленевского рудника сюда доставлено 14,5 тыс. т. руды и проплавлено шихты 31,3 тыс т. Здесь обучились до 300 рабочих, в т.ч. 67 плавильщиков, которые позднее составили основной костяк на Уфалейском никелевом заводе. Еще в апреле 1928 г. Президиум ВСНХ СССР организует трест «Уралцветмет», который был обязан приступить к проектированию никелевого завода в В.Уфалее. Вначале намечалось выплавлять 500 т. Ni в год. При обсуждении предварительного проекта техсоветом «Гипромез» мощность завода определили 1000 т. металла Ni в год. В окончательном техпроекте 1931 года годовая производительность Уфалейского никель завода — 3 000т. 3 марта 1929 г. гос.комиссия по выбору земельного участка в Уфалее определяет: левый берег реки Генералка — для жилого поселка, а на правом — заводские цеха. Постановлением от 5 сентября 1929 г. управляющим вновь строящегося Уфалейского никелевого комбината назначается Чекасин Николай Никитич. В конце 1929 г. начинается строительство. Ещё не было тех. проекта на основные объекты завода. И в титульном списке на 1930 г. было предусмотрено строительство вспомогательных цехов на 615 тыс. рублей. И на постройку жилых домов, общественных зданий 1 685 тыс. руб.! На строительство завода в 1931 г. отпущено 5 млн.450 тыс.рублей. Получен Проект и 1 августа 1931 г. директор Управления стройки Чекасин Н.Н. заложил первый камень под производственные цехи будущего завода. И вот 2 августа 1933 г. получен первый файнштейн, а 31 октября 1933 г. получен первый советский никель в электропечи завода. С января 1934 г завод начал регулярную выдачу металла в ронделях. В 1935 г. завершено сооружение третьего ватер-жакета. С введением его завод достиг проектной мощности. Прошло всего два года! Еще в 1929 г. все горные работы велись вручную. Транспорт — лошади. На Тюленевском и Крестовском месторождениях начали вскрышные работы и попутно добывали до 3000 т. руды в месяц. На Черемшанском продолжали геолого-разведочные работы и вели подготовку к эксплуатации. Основное ядро коллектива строительства, это рабочие с предприятий Уфалея, люди из различных регионов страны, много было и вчерашних крестьян из окрестных деревень и не только. «Большие трудности пережили трудящиеся Уфалея, ничто не помешало им выполнить волю Партии и Правительства, волю советского народа: 2 августа 1933 г. они пустили в эксплуатацию первую секцию завода с сушильно-брикетным, плавильным, обжигово-восстановительным, электропечным цехами. Пуск первой секции Уфалейского завода — это одна из славных страниц в истории 1-й Пятилетки, это новая победа уральских рабочих, достигнутая под руководством Коммунистической партии.» — констатировал в своей статье Николай Никитич Чекасин в сборнике «Есть советский никель ! ». (К 25-летию УНК. 1958 г. Издатель: Организация НТО Цветмета при Уфалейском никелевом заводе. При участии редколлегии газеты «Уфалейский рабочий». Г. Верхний Уфалей).

Автор текста Ташкинов Владимир Константинович,
заслуженный ветеран комбината Уфалейникель, краевед.
Июль 2025 г. Фото из музея Уфалейского никелевого завода

 

Из истории Троицкой ярмарки

29 июля 2025 году исполнилось 275 лет знаменитой Троицкой ярмарке. Ее история началась с неудачной попытки администрации Исетской провинции летом 1745 года организовать при Троицкой крепости меновую торговлю (хлеб на баранов) с приезжающими киргиз-кайсаками (казахами). Как свидетельствуют архивные документы, «здешней провинции явились только три человека почти без всего, а киргизцев довольно и просят менять». Вторую попытку предприняли осенью, предварительно объявив во всех острогах и слободах, чтобы желающие торговать со степняками купцы «к Троицку ехали немедленно».

Со второй попытки

В 1750 году оренбургский губернатор Иван Неплюев и бригадир Алексей Тевкелев организовали пробную меновую торговлю у Троицка в течение всего лета и осени, не ограничиваясь хлебом. Товары для торговли были привезены из губернского центра. А вместе с ними и «торговые татары», по вере и языку близкие к бухарцам и киргизам. За восемь месяцев было получено пошлин на 9000 рублей, а кроме того выменяно приличное количество серебра. В январе 1751 года Неплюев и Тевкелев входят в правительствующий Сенат с представлением о том, что «для произведения с киргиз-кайсаками торгу и мены сверх Оренбургской в Троицкой крепости торг и мену необходимо учредить определено».

Успешный эксперимент, обративший на себя внимание крупных торговцев из Среднеазиатских государств, поставил вопрос об обустройстве обширного менового двора (фактически загона для животных) для карантинной выдержки скота и таможни для его клеймения, так как отслеживать торговые операции и взимать пошлины было удобнее прямо на месте. Позже увеличение ассортимента товаров привело к тому, что были сооружены крытые лавки, образовавшие три корпуса, или двора: «бухарский», «киргизский» и для отечественных торговцев. Историк Леонид Иофа отмечал, что казахских лошадей в среднем в год обменивали 3 — 5 тысяч голов. Кроме того, степняки ежегодно пригоняли 15 — 25 тысяч баранов и ягнят, а в рекордном 1772 году было обменено почти 223 тысячи голов мелкого рогатого скота.

От тканей до рабов

Крупными объемами товаров оперировали среднеазиатские купцы, приводившие свои караваны из Бухары, Хивы, Коканда, Ташкента и Кашгара. Привозимые ими хлопчатобумажные ткани, парча, шелк, каракулевые шкурки составляли в те же годы от четверти до трети всех обмениваемых товаров. Мало кто знает, что «хлопчатая бумага», закупаемая в Троицке, служила сырьем для производства на мануфактурах Верхнего и Среднего Поволжья столь полюбившегося простонародью кумача. Проходило через Троицк и значительное количество среднеазиатского золота и серебра, бывших тогда дефицитом в России.

Особое место на ярмарке занимал живой товар. Так, только за 1756 год в Троицке было выменяно 186 рабов из числа плененных казахами калмыков. Русские купцы из Москвы, Казани, Ярославля, Курска, Воронежа, Симбирска, Уржума и сибирских городов торговали, в основном, тканями, выделанными кожами и металлическими изделиями уральских и сибирских заводов. В 1796 году в Троицке торговали 70 челябинских купцов, обменивавших железные чаши, чугунные котлы, таганы на казахский скот.

Одним из главных русских товаров на ярмарке был хлеб: его только в 1751 году было выменяно 13 250 пудов. Поставляли его преимущественно из Исетской провинции (междуречья Миасса и Уя), что немало способствовало развитию местного хлебопашества. Именно торговле обязан Троицк повышением своего статуса. 2 мая 1784 года Екатерина II предписала генерал-поручику Акиму Апухтину: «По содержанию поданной от вас записки повелеваем <...> Троицкую крепость по выгодности ее положения и по торговле, в ней производимой, учредить уездным городом, приписав к округу его ближайшие селения от Челябинского, Верхнеуральского и других прикосновенных уездов».

Троицк уездный

В конце ХVIII века Троицкая ярмарка и сам город продолжали оставаться торговым центром края. В 1822 году вместо старого деревянного менового двора был построен каменный с 500 казенными лавками. Мелкий рогатый скот, пригоняемый из степи, забивался на месте, овчины отправлялись на Мензелинскую ярмарку, мясо сбывалось в горнозаводской зоне, а перетопленное баранье сало шло на экспорт: бурно растущая европейская промышленность остро нуждалась в смазочных материалах.

Бухарский хлопок из Троицка направлялся в Екатеринбург, Казань, на Мензелинскую, Нижегородскую, Ирбитскую и другие ярмарки. В обратном направлении шли металлические изделия, выделанная кожа, дешевые ситец и сукно, сахар и хлеб. В Троицке все это погружалось на верблюдов, караваны которых «ташкентцы и бухарцы» уводили с наступлением октября.

В пореформенные годы растет количество торговых заведений и на территории самого города. Здесь с конца ХVIII века существовал деревянный «Азиатский гостиный двор», построенный по указу Екатерины II. К началу 70-х годов ХIХ века вместо него были построены новые каменные торговые ряды: Большие на южной оконечности Торговой площади и Малые купца Бакирова. В 1861 году в городе имелось: торговых лавок — 129, ларей — 152. К концу века количество лавок возросло до 253, из них 40 были каменными.

Без границ и пошлин

Осенью 1868 года в ведение города перешел и меновой двор со всеми его многочисленными лавками. Связано это было с тем, что после завоевания Туркестана российская граница ушла далеко на юг. 5 июня 1868 года на меновой двор прибыл великий князь Владимир Александрович. В его присутствии действительный статский советник Аполлон Холодковский, управитель канцелярии оренбургского губернатора, зачитал собравшимся горожанам, российским и азиатским купцам высочайшее повеление об упразднении Оренбургской и Сибирской таможенных линий и о дозволении вести свободную, беспошлинную торговлю. Торговля, прежде кипевшая на меновом дворе, все больше смещалась на городские базары, из тесных лавок и балаганов — в просторные пассажи с большими окнами-витринами и специализированные магазины.

В 1868 году закончилась почти 120-летняя история троицкого приграничного торга, но это отнюдь не означало закрытия ни менового двора, ни знаменитой ярмарки. Еще полвека гремела слава города как торгового центра края. Многоопытные предприимчивые троицкие коммерсанты, освободившись от обременительных налогов, развернули свою деятельность не только на Южном Урале, но и в Казахстане и в Средней Азии. Благодаря их доходам город стал меняться и хорошеть. В центре строились жилые особняки и большие, в европейском стиле магазины. На деньги купцов и горожан воздвигались церкви и мечети, открывались гимназии, медресе и школы. Врач Дмитрий Татаринов, учившийся в Троицке в конце ХIХ века, вспоминал: «Город жил, кипел и быстро разрастался <...> Торговля в то время тоже процветала, что вовлекала в свой круг даже представителей свободных профессий — врачей, адвокатов и т. д.». В дореволюционный период новый подъем Троицкой торговли сопровождался и культурным расцветом города. Троицк становится средоточием экономической, религиозной, культурно-просветительской жизни нашего многонационального края.

Рауф Гизатуллин

 

 

 

А вы знали, что ...

  • Уральские горы — монументальный горный хребет, имеющий огромное значение не только для всей России, но и для Земли в целом. Они выступают в качестве как психологического, так и физического барьера между Европой и Азией, да и в целом оказывают заметное влияние на климат во всех окрестных регионах. Если бы Уральских гор не было, вполне вероятно, климат в России был бы совсем другим.
  • В честь Уральских гор были названы гитара, мотоцикл и грузовой автомобиль.
  • Уральские горы тянутся с севера на юг на две с лишним тысячи километров.
  • Ширина Уральских гор в самом узком месте хребта составляет около сорока километров, в самом широком — около ста пятидесяти.
  • С точки зрения географии Уральские горы не относятся ни к Европе, ни к Азии, так как являются барьером между ними.
  • Античные географы, которые знали о существовании Уральского хребта, полагали, что он знаменует собой край света, за которым ничего нет.
  • 48 из 55 самых необходимых и востребованных полезных ископаемых во времена Советского Союза добывались именно на Урале.
  • Начавшие формироваться более 350 миллионов лет назад Уральские горы некогда были, по видимому, самыми высокими горами на Земле, но с тех пор прошло очень, очень много времени, и сейчас вершины
  • Уральского хребта не могут похвастаться солидной высотой по сравнению с более молодыми горами, например, Эльбрусом.
  • Самая древняя гора на планете — гора Карандаш, входящая в состав Уральского горного хребта. Геологи оценивают её возраст в примерно 4,2 млрд лет, и это при том, что возраст самой Земли — около 4,6 млрд лет.
  • Высота самых впечатляющих вершин Уральских гор — менее тысячи девятисот метров.
  • Уральский горный хребет проходит через все климатические зоны, кроме пустынь и полупустынь.