От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Челеби, ты кто и откуда?

Если искать Челеби, то – в Турции. О турецком путешественнике Эвлии Челеби я уже упоминал. Он, пожалуй, самый известный среди турок, удостоенных этого титула. Были и другие. Турецкий изобретатель Хезарфен Ахмет Челеби прославился тем, что на жестких крыльях перелетел через пролив Босфор. Его называли турецким Икаром. Иса Челеби, Муса Челеби, Мехмет Челеби, Мустафа Челеби – это те, кто жил в XIV и XV веках.

Другие Челеби, не люди. В Крыму есть гора Челеби-Яурн-Бели высотой 657 метров. В той же Турции есть село Челеби, как и в Иране. В Карабахе есть деревня, в которой ткали очень дорогие ковры под названием «Челеби».
А теперь – главное, о шежере. Шежере – это описание своего рода, перечисление предков «от и до». Народная генеалогия.

Конкретно: «Шежере башкир племени Айле». Автор – некто «ничтожный и немощный, порочный и грешный раб Божий» Тадж-ад-дин сын Ялсыгула. Этот человек дает нам знать, что он «с большим старанием изучил исторические книги, почерпнул из них сведения о происхождении своего рода».

Он называет семь книг, которыми пользовался, я выберу только две из них:

3) «Таварих-и Хирмиз имама ал-Челеби».

7) «Таварих-и ал-Челеби» имаме ал-Баави, автора книги «Масабих». (Таварих – это хроника событий, история).

Вы поняли: при упоминании об имаме ал-Челеби у меня гулко-гулко забилось сердце. Вспыхнула надежда.

Далее Тадж-ад-дин начинает перечислять своих предков «до появления Чингиз-хана».

Первый из них – Абд ал-Харис, «основа рода человеческого, сотворен из глины, он – Адам, избранник Аллаха».

От Адама родился Шейс, от Шейса – Ануш и так далее. Всех я, разумеется, перечислять не буду, задержусь только на некоторых.

32. Бякатут был очень обидчивым человеком. Бросив родные места, он отправился в северные страны и пришел к реке Миас. Обосновавшись там, он прожил 90 лет. У него было много сыновей. Старший сын Айле, младше его , Юрми, младше его – Байки, младше его – Ирякта, младше его – Салджут. Все они, сделавшись царями, распространились по сторонам света. От них произошли нынешние народы. Бякатун был в христианской вере. Айле остался на исконной родине своего отца. Царствуя 50 лет, он прожил на реке Миас 99 лет и там умер.

71. Сайдяш стал смелым и жестоким богатырем. Прихватив дочь Каракалпакского хана, бежал к реке Миас. У истока реки Ай есть холм, там был юрт Сайдаш-хана.

80. У Кутлу-Булата два сына: Джианчура и Джиангул. Им не было равных в богатстве и уме. Они обитали в долине Ая.

81. От Джианчуры родился Янтимер. Он обитал в долине реки Ай по течению реки Арша.

От Маметкула родился Ялсыгул-мулла. (Это уже отец автора). Он жил в междуречье рек Ая и Арши в деревне Курмаш-йылга. «На склоне лет он совершил хадж со мной, сыном его Тадж ад-дином». Жили в Астраханском крае. Оттуда направились в Дагестан. Затем в Диарбекир. «В то время мне было 13 лет». Потом сын с отцом расстались. Сын ждал отца 14 лет. Встретились в Стамбуле. Потом они много ездили. Хаджи-Тархан. С караваном пришли в Москву. Потом город Макарья (Нижний Новгород). Потом – Казань. Оттуда – в Троицк, «наняв за сорок рублей ямщиков». В дороге отец умер. Это случилось 26 мая 1200 года хиджры, в год овцы.

Такое шежере. Конечно, «приятно», что в нем упомянуты такие «наши» топонимы, как реки Миас, Ай и Арша. Можно подумать, что в те времена это были такие северные места, куда башкиры уходили, чтобы скрыться и потеряться. Скорей всего, это бассейн Ая. Кстати, в свое время, когда я «путешествовал» по Аршинскому заповеднику, нам попался приточек Арши названием Мисаелга. Нет, не Миаселга. Но, что удивительно, в том же краю обнаружилась гора Миасс, и не одна, а две, Большая и Малая.

К сожалению, сведения об имаме ал-Челеби, на которого ссылается автор шежере, очень скупые. Собственно, только то и сказано, что о нем почти ничего не известно. Правда, попалась короткая справка о судье и писателе Али Челеби, но, наверное, это разные личности.

Людей, отмеченных титулом Челеби – много. Может быть, кто-то их них каким-то образом и оказался у бора Карагай, но у нас мало шансов узнать, кто именно. Предположу, что знаток нашего края известный историк Гаяз Самигулов знает о рассказанном мною шежере, и не только о нем, и потому отказался искать неведомого Челеби в мусульманском мире. Не упоминает о нем и выдающийся башкирский историк Р.Г.Кузеев.

Тем не менее, я, если даст Бог, напишу отдельный очерк о нашем городском боре, который, и в самом деле Челеби.

 

Михаил Фонотов

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования