Тропинка к урочищу
Чего я хочу? Я хочу «всего лишь», чтобы мы вышли на тропинку, которая где-то в глубине веков приведет нас к топониму «Челябинск». Мы, элементарно, хотим знать, почему Челябинск назван Челябинском. Задача эта, наверное, не самая первая, но интерес к имени нашего города не угасает и не угаснет никогда. Нам надо знать историю места, на котором стоит гигант-Челябинск, историю урочища Челеби-Карагай, то самое прошлое, в которой таится разгадка нашего топонима. В сущности, нам осталось «всего-навсего» узнать, кто был тот Челеби, который оставил свое имя или звание нашему Карагаю и, в конечном итоге, нашему городу.
Правду сказать, мы его, своего Челеби, никогда и не искали. Думали, что дело это безнадежное. А между тем, подсказка _ на гербе города: верблюд. Если иметь в виду башкир, то они пришли на Южный Урал с юга, из Средней Азии, с Арала и Сыр-Дарьи. Связь между Уралом и Аралом держалась не один век. Став уральцами, башкиры, естественно, возвращались памятью на свою бывшую родину. Память подкреплялась торговлей. Помню, как Виктор Иванович Шевяков, глава Алексеевки в Варненском районе, подвез нас к высокому берегу Тогузака, с которого мы увидели брод, дорогу через реку, а за ним _ пологий берег, где караваны останавливались на отдых после утомительной дороги. Через этот брод много лет переправлялись караваны из Средней Азии, шедшие в Троицк и далее – в Челябинск. Верблюды на улицах города в те времена уже никого не удивляли. С этими караванами шли не только торговцы, но и всякие другие люди, охотники к перемене мест. Не исключено, что среди них попадались и Челеби. А среди тех – тот, которого мы помним до сих пор и не забудем никогда. Поэтому нам и надо возвращаться в те караванные века, в их неизведанную глубь.
Глубокой осенью 1995 года Иван Васильевич Дегтярев отмечал свой день рождения. Ему исполнилось 92 года. Среди гостей – историк В.С.Боже, архитектор М.П.Мочалова и я, слегка опоздавший. Иван Васильевич был на редкость оживлен и улыбчив. Вообще-то он журналистов не очень привечал. И наше знакомство было холодным. Тем не менее, в его последние годы мы подружились. Тогда я написал статью «О роли старика в истории».
Теперь скажу так, как оно было: И.В.Дегтярев – историк, который отыскал в архивах и дал всем нам донесение Тевкелева об основании Челябинской крепости осенью 1736 года. Это сделал именно он, по сути, положив начало истории Челябинска. Он. Первый. Раз и навсегда. Заслуга Дегтярева признана всеми, но все почему-то стесняются сказать, что он – родоначальник, который, так сказать, заложил краеугольный камень и так далее…
«Танцуя» от 1736 года, Дегтярев и остальные исследователи разрабатывали подробную «биографию» нашего города. При этом, Ивану Васильевичу пришлось много внимания уделить разоблачению других, более ранних дат возникновения Челябинска.
В результате получилось так: тому, что было после 1736 года, – все, а что было до 1736 года – ничего. Вроде бы до этой даты у урочища Челеби-Карагай ничего не происходило. Пустое место и пустое время. Поэтому нам трудно судить, за какие достоинства наш город получил право на существование, на долгую жизнь, если не на вечность. Мы лишили его прошлого. Которое, кстати, нам интересно и само по себе. Особенно теперь, когда мы поняли, что разгадку топонима «Челябинск» надо искать именно в прошлом. Где-то там она и висит, недоступная нам.
А ситуация такая. Время от времени на небосклоне челябинской истории возникают два имени – В.В.Зверинского и Ф.М.Старикова. В 1871 году Зверинский имел смелость заявить, что Челябинский острог был заложен на месте современного Челябинска в 1658 году – «для прикрытия слобод, построенных на реке Исети». А Стариков утверждал, что на месте Челябинска в 1696-1700 годах стояла Александровская слобода. Эти сведения каждый раз опровергались. Появлялись и опровергались, появлялись и опровергались. И вот я, рискуя оказаться в числе тех, кто не понимает «намеков», привожу их еще раз. А почему?
Василий Васильевич Зверинский, действительно, не оставил нам тот архивный источник, который подтвердил бы столь раннюю дату рождения Челябинска – 1658 год. Это так. Но, надо полагать, на чем-то он основывался, когда называл такой год. Мы не знаем, на чем, но что-то у него, наверное, было. Если не ссылка на архив, то что-то другое. Не выдумал же он эту цифру. Или это его оплошность, небрежность? Вряд ли. Оплошность – у Зверинского, ученого статистика, считавшегося одним из лучших русских статистиков, причастного к сборникам «Списки населенных мест Российской империи», автора многотомных изданий. Не вяжется это с ним. Да, он не доказал свою дату. Но и мы не доказали его ошибку. Не поняли даже и того, как она произошла. Поучается так, как бывает в жизни: нет справки – и разговору нет. А можем ли мы допустить, что в том 1658 году какая-то крепость закладывалась, но вскоре была брошена и забыта. Ведь между 1658 годом и 1736 годом – 78 лет. Хватило времени, чтобы ни следа не осталось.
Сошлюсь на один пример. В одном из восьми томов «Истории Южного Урала», изданных ЮУрГу, я нашел эти строки: «В 1693 году «Камышевской слободы слободчики Гришка, да Ивашко, да Филька Сысоевых» предпринимают попытку строительства «Изюзельской» слободы близ места впадения речки Зюзелги в Миасс». Попытка не удалась. Башкиры разломал заплот, а слободчиков избили. Не могло ли случиться так, что и в 1658 году некие Гришка, Ивашко и Филька тоже пытались построить слободу на берегу Миасса у соснового бора Карагай?
Что касается Старикова, то о нем можно сказать и то, и сё, но он – явно не фантаст. Он не придумал Александровскую слободу. Он нарек ее Александровской, а не Петровской, не Ивановской или как-нибудь еще. А слободу назвал слободой, а не крепостью, не острогом, не деревней. Значит, он у кого-то «взял» эту слободу, а не сочинил. Конечно, проще всего отрезать: никакой Александровской слободы не было. Или сослаться на то, что у Старикова вообще много ошибок. А у кого их нет? Безошибочно работать историком – невозможно.
Я договорил об этом с Дегтяревым, но он не вникал, он знал свое.
Дело не в том, чтобы реабилитировать Зверинского, Старикова и кого-то еще. Но отринув их безоговорочно, не рискуем ли мы потерять некие исторические знания?
Упомяну и о том, что были и другие спорные авторы и спорные даты. Они тоже изъяты из обращения.
У истории нет последней истины.