От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Озёра Южного Урала (А_)

Абал – урочище в Троицком районе Челябинской области на территории Ключевского сельского совета (Ключевской станицы при заимке Севастьянова 1900 г.). От русского абал – «овраг, переходный к балке»; географический термин на северо-востоке центра России. Имеет небольшую глубину, широкое днище, крутые задернованные склоны. Очевидно, имеет родство с иранским (арийским) термином аб [Поздеев, 2008].


Абат-сор – озеро в Варненском районе Челябинской области. Арийское наследие. Очень популярное иранское название на огромной территории. Абат, абад – географический термин; означает «населённый, заселённый; обитаемый; возделанный, обработанный; процветающий». На просторах Сибири сор означает «топкий солончак, мелководье»; «низменная местность». Восходит к иранскому шор (шур, сор) – «солончак», «топкий солончак». Отсюда казахское слово сор – «мелководье; топкое озеро с горько-солёной водой». Варианты названия в источниках: Абад-Куль, Абакты, Абаткы, Абы [Поздеев, 2008].


Абы – озеро на границе Красноармейского и Кунашакского районов Челябинской области. Гидроним Южного Урала. Варианты названия: Абад-Куль, Абакты, Абаткы; современное название: Абат-Куль. Арийское наследие. Вариант названия абы соответствует пуштунскому слову аби – «влажный» [Поздеев, 2007].


Агардяш – различают озёра Большой и Малый Агардяш в Челябинской области; их соединяет протока; на карте с 1759 г.; можно прочитать и как Аргадяш из-за местоположения надстрочечного [р]. Речки, село Агарзы в Башкирии, река Агар образуют с Айгирами топонимический ряд с иранской глагольной основой агар – «наполнять, переполнять» и т.д. с глагольным суффиксом ~т, ~д и суффиксом относительного прилагательного ~аш в башкирском произношении [Поздеев, 2008].


Ады-куль – озеро в Челябинской области на границе Кунашакского с Красноармейским районом. В многоводные годы озеро имеет сток в р. Течу. Путь: оз. Айдыкуль (Адыкуль, Уелги, Айле-Куль) → Теча → Исеть → Тобол → Иртыш → Обь → залив Обская Губа → Карское море → Северный Ледовитый океан. С 1695 г. известно под именем Адыкуль, Уелги. Сегодня – Айдыкуль. При раскладке: ады + куль, выявляется арийское наследие. У пуштун слово ада, hada – «остановка, стоянка» + куль – «сырой луг, мокрое пастбище, водоем, пруд, озеро». Озеро вписывается в одну из ветвей Скифского пути из Азии в Европу. С середины XVIII в. здесь стали селиться айлинские башкиры; началась подгонка названия под вариант Айле-Куль т. е. «Айлинское озеро», либо «Лунное озеро» (ай – «луна») [Поздеев, 2008].


Азбай – озеро в Еткульском районе Челябинской области. [Шувалов, 1982]. Раскладка: Аз + Бай. В основании популярное на территории былого господства арийских племён слово az – «вода» + окончание -бай. Географический термин бай – «река, сухая река»; в отдельных случаях сибирские специалисты толкуют как «вода, речка; берег». Всё это позволяет сблизить бай, бей с живым немецким словом бах – «ручей», с индоевропейским бак – «таз, чаша» и вероятно с популярным в гидронимии окончанием баш, рассматривая его как переходную форму от бак к бай через бах в баш в арийских языках.


Айбат – озеро в Еткульском районе Челябинской области. Разбивка: Ай + Бат. Ай – очень популярное речное окончание в гидронимии Урала и за его пределами; есть р. Ай в Эстонии, в бассейне оз. Балхаш. Наименовали реки, очень и очень давно, русы-индоевропейцы арийского происхождения – предки германцев, индоиранцев, славян. Сравните германизмы с именем реки: немецкое слово айс – «лёд; ископаемый лёд; мороженое»; английское айре – «сильный, быстрый поток, обычно горный»; южнонемецкое ай – «лес, луг в пойме реки»; пуштунское йак – «холод, мороз, прохладный»; латинское акуа – «вода». Отсюда родство с диалектным башкирским словом ай – «приток; рукав реки»; и с диалектным казахским аят (айат) – «речка». И с белуджским словом az – «вода, речка»; это очень популярное речное и озёрное окончание в гидронимии на огромной территории. Первоначальное значение у слова ай / аз / ас / ак было «холодная вода, вода с ледника; снежная вода». Да и луна на небе «холодно» светит. В названиях водных источников окончании -ай может быть и суффиксом (аффиксом) относительного прилагательного, и сохранять самостоятельное значение в некоторых именах озёр, рек, болот и даже гор [Поздеев, 2008]. Древняя индо-европейская основа *аĭ- имеет значение «давать» [Гамкрелидзе, 1984, с. 882].

Топонимический ряд: Ай, Айбат, Айбатово, Айбашево, Айбашевский Бугор, Айбикя, Айбуляк, Айгай, Айдарали, Айдаргали, Айдарли, Айдарлы, Айдарма, Айдыкуль, Айдырля. [Пятков В. В. Озёра Южного Урала. Челябинск, «Околица», 2009].


Акакуль – небольшие озёра – Большой и Малый Акакуль находятся на территории Арсинского сельсовета в Нагайбакском районе Челябинской области. При раскладке ак + а + куль, выявляется арийское наследие. От индоевропейских слов ак – «камень, «острый камень» + суффикс -а + куль – «мокрый луг, сырое пастбище, водоём, пруд, озеро». Акакуль – «каменное озеро». В области есть и другие водоёмы с аналогичным названием [Волгин, 2009].


Акакуль – озеро в Челябинской области в 7 км на юго-восток от города Кыштыма; избыток воды через Аракулъское болото и речку Бежеляк, стекает в озеро Улагач, из которого протока пополняет реку Течу. Есть протока в соседнее озеро Большая Акуля, название которого имеет родство с озером Акакуль и, очевидно, с речкой Ага-Елга в Башкирии. Поиск истины открывает индоевропейский термин куль – «мокрый луг, сырое пастбище, водоём, пруд, озеро». Для каменистой и рудной местности базою может служить индоевропейское слово ак – «острый камень» с суффиксом относительного прилагательного -а. Акакуль – «каменное озеро»; Акуля – «каменистое» [Поздеев, 2008].


Аккуль – озеро в Кунашакском районе Челябинской области. При раскладке: ак + куль, выявляется арийское наследие [Пятков, 2006]. По североиранской трактовке: ак – «белый», «чистый, голый, святой» + индоевропейский термин куль – «мокрый луг, сырое пастбище, водоём, пруд, озеро» [Поздеев, 2008]. Причём, следует заметить, что в великорусском языке ещё в 19 веке не применялось слово мешок, а существовало слово куль (в значении мешок, ёмкость).


Аккуль – озеро в Троицком районе Челябинской области. Раскладка: ак + куль [Пятков, 2006]. По североиранской трактовке: ак – «белый», «чистый, голый, святой» + индоевропейский термин куль – «мокрый луг, сырое пастбище, водоём, пруд, озеро» [Поздеев, 2008]. Для каменистой и рудной местности базою может служить индоевропейское слово ак – «острый камень».


Акман – озеро в Варненском районе Челябинской области в 8 км к западу от села Варна в степной местности. Упоминается в XIX веке. Слабосолёное; площадь 180 га; глубина 1,5 м. Площади озера зарастают до 40% [Волгин, 2009]. При раскладке: ак + ман, выявляется арийское наследие. По североиранской версии (пушту) в основе названия слово с базою ак – «белый», «чистый, голый, святой» + суффикс ~ман, который образует имена существительные или прилагательные со значением обладания тем или иным качеством, предметом [Поздеев, 2008].

Топонимический ряд: Акбаик, Ак-Баик, Акбаильчик, Акбалан, Акбалсик, Акбалсык, Акбарисово, Акбаш, Акбашсай, Акбиик, Ак-Биик, Акбика, Акбикя, Акбулак, Акбулакский, Акбулат, Акбур, Акбура ,Акидель, Акий, Акинеево, Акинейка, Аккашка, Аккиик, Акколо, Аккузы, Аккуйрун, Аккула, Аккуль, Ак-Куль, Аккуляк, Аккундуз, Аккускар, Аккуш, Аккуш-Куль, Аккушлы-Куль, Аккушты, Аккую, Аккыр, Аклан, Акма, Акмала, Акмалай, Акмалай-Куль, Акмалий, Акман, Акманай, Акмукле-Куль, Акмулла, Ак-Мулла, Акмурун, Акназар, Аксакай, Аксариха, Аксарка, Аксарский, Аксары.


Аксакай – озеро в Еткульском районе Челябинской области. При раскладке: акса + кай, выявляется арийское наследие. Исторически слово акса – «беленькая» народное название монеты из серебра в Средней Азии. Круглой формы монеты изготовляли редко; главное чтоб вес не имел существенных отличий. В окончании -кай в иранских словах является уменьшительно-ласкательным суффиксом. Часть названий давно перевели русским прилагательным Беленькое. Мужское имя Аксакай в справочниках не выявлено, но по местности кочевники могли так назвать мальчика [Поздеев, 2008].


Актюбинское – озеро в Челябинской области у границы Красноармейского с Кунашакским райном в болотистой местности. Прямого отношения к г. Актюбинску не имеет. У южного берега белёсый увал – Грива Конина. До 60-х годов XX века около озера стояла д. Актюбинка Русско-Теченского сельского совета. Название русское при тюркской языковой базе актюве, актюбе – «белый холм», «чистый холм». Но и тюркское название может иметь североиранское происхождение с тем же содержанием при незначительном искажении. По озеру названо охотничье хозяйство [Поздеев, 2008].


Акча-куль – озеро в Кунашакском районе Челябинской области. При раскладке: акча + куль, выявляется арийское наследие. Отмечен переход [с] ↔ [ч]. Исторически слово акса – «беленькая» (народное название монеты из серебра в Средней Азии; круглой формы монеты изготовляли редко; главное чтоб вес не имел существенных отличий) + куль – «сырое пастбище», «мокрый луг», «пруд», «водоём», «озеро» в североиранских языках [Поздеев, 2008].


Алды-мечеть – болото в Челябинской области; проточное; протянулось почти до реки Миасс. Пожалуй, это речная широкая долина с чётко выраженной береговой линией. Другое название: Мечеть-Алды, Мулла-Саз. Алимов С. обратил внимание на систематическую замену термина мечет на понятное слова мечеть. Местные жители значение слова не знают. Оказывается, эти слова составляют региональный компонент в горных названиях на Алтае, в Средней Азии и даже в Придонье, Приволжье, на Северном Кавказе (места обитания арийских племён). И всюду гидронимы сопровождают обрывы, каньоны, крутобокие овраги, кручи. Есть намёк на слово меч тёмного происхождения. И на удмурское слово меч – «крутой, обрывистый, врезанный берег». На авторство имеют, очевидно, права индогерманцы, индоиранцы [Поздеев, 2008].

Топонимический ряд: Алды-Мечеть, Мечетли, Мечетьвирь, Мечеть-Вирь, Мечеть-Алды, Мечеть-Бар, Мечетьбар.


Аллаки – озеро в Каслинском районе Челябинской области. Упоминается с 1695 г. в вариантах Алак, Алаки. Различают Малые и Большие Аллаки. Алак-куль несколько озер на картах Генерального межевания 1796-1810 гг. и в наши дни. Самое южное оз. Алак на Памире. Озера тяготеют к лесной с лугами и придорожной местности. По природным признакам котловина каменистая эрозионно- тектонического происхождения. В Средней Азии, по данным топонимиста Э. М. Мурзаева, существует малопродуктивный географический термин тёмного происхождения аллак со значением «обширная впадина крупного водоёма». Но этот термин не объясняет древний и популярный вариант алак (алаки). Вместе с коневодством и кочевым образом жизни тюрки усвоили множество индоиранских слов при ассимиляции. Поэтому родство некоторых слов с индоевропейскими сомнений не вызывает. Пуштунские слова илак – «летовьё, летовка»; ала – «бег, бросок»; персидское алачек – «кибитка, шатёр», оланг – «луг, пастбище»; алунак – «хижина»; русское – «лачуга»; татарское алачак – «хижина, лачуга»; чувашское алак – «ворота» имеют общее прошлое с индогерманским allek – «ходить, идти», с индоевропейским аллея. Аллаки вписываются в древнюю дорогу Аргаш (горнолесная) и поэтому колебания названия отражают индогерманский вариант названия (Аллаки) и североиранский или булгаро-хазарский вариант (алак?). Наличие окончания куль не определяет языковую принадлежность имён у озёр Алакуль (Алаккуль), Алекай (Алекай-куль) потому что значение «озеро» у тюрок из иранского наследия [Поздеев, 2008].


Алтын-Куль – озеро в Варненском районе Челябинской области [Поздеев, 2008]. От русского алтын – «золото, золотоносная». АЛТЫН – денежная единица на Руси. «В русском государстве считали на рубли, полтины, полу-полтины, гривны, алтыны. Более мелкие деньги – копейка, деньга, полушка. Рубль состоял из 100 коп. или 200 денег, или 400 полушек. Полтина – из 50 коп., или 100 денег, или 200 полушек. Полу-полтина – 25 коп., 50 денег, 100 полушек. Гривна – 10 коп., 20 денег, 40 полушек. Алтын – 3 коп., 6 денег, 12 полушек. Чеканились они из чистого серебра». «Две бочки белуги стоят 6 руб. 15 алтын. Зипун – 6 руб. 20 гривен. Холодная шуба – 20 алтын. Воск для свечи – 2 алтына, 5 денег». Слово алтын чисто русское, широко употреблявшееся в народе.

Топонимический ряд: Алтын, Алтынкуль, Алтын-Куль, Алтынсай, Алтын-Сай, Алтын-Таш, Алтынташ.


Алтын-сай – урочище в бассейне р. Яманка, правого притока р. Караболка в окрестностях деревни Кунакбаевой Кунашакского района Челябинской области. Правобережье реки Синары. В Башкирии есть тёзка. В топонимический ряд входят гора Алтын-Таш (Чебаркульский район), оз. Алтын-Куль (Варненский район). В тюркских языках слово алтын означает «золото, золотой» + сай – речка; у пуштун дополнительное значение «лощина». «Золотое содержание» часть топонимистов считают новым и полагают, что в древности алтан означало «металл, медь, железо». Оно составное, из слов ал – «красный» + тун – «медь». Исторически так и получается – с медью люди познакомились раньше, чем с золотом. А может быть тун означало поначалу «вода, земля»; родственно слову тан, дан – «вода, земля»? То есть «красная вода»; «красная земля», все слова индоиранские. Медь научились плавить давно; из красной воды получали медные слитки; золото обычно добывали самородное. У якутов слово алтан означает «медь»; якутский язык – самый консервативный тюркский язык [Поздеев, 2008], то есть, наиболее сохранивший форманты единого языка суперэтноса русов.


Алтырь — озеро в восточной части Варненского района Челябинской области в 1,2 км западнее посёлка Алтырка. Озеро слабосолёное, площадь 120 га, глубина 1,5 м. В переводе с североиранского алтар, ялтыр — означает «сверкающее, блестящее, светлое» и имеет ту же этимологическую базу, что слова яланка, алань и т. д. [Волгин, 2009]. Первоначально название связывалось с «Алатырь-камнем». Этот бел-горюч камень лежит на острове Буяне и наделён самыми чудесными свойствами. Алатырь — всем камням камень, всем камням отец. Как гласят легенды, упал с неба, и на нём были начертаны письмена с законами Бога Сварога. Под тем камнем сокрыта вся Сила Земли Древних Русов, и той Силе конца не было, нет и не будет никогда. «Голубиная книга», объясняющая происхождение Мира, утверждает, что из-под Алатырь-камня текут источники, дающие всему миру пропитание и исцеление, то есть «живительная влага». На Алатырь-камень (камень-алтарь) присаживается древняя богиня русов Красная Девица-Заряница, перед тем, как расстелить по небу свою светло-розовую свадебную фату и пробудить весь Мир Божий от ночной дремоты. Именем этого камня скрепляется чародейное слово заклинателя: «Кто сей камень, изгложет, тот мой заговор превозможет!» Ну а уж это — дело совершенно немыслимое. Можно обнаружить в русской мифологии ещё и Бабу-Алтырку (Бабу-Алатырку или Бабу-Горынинку) из рода великанов Волотов, которая ни в чём не уступала мужчинам, а, разъярившись, могла даже превзойти их в силе и ловкости. Волоты жили в неприступных горах, дремучих лесах и диких степях, были велики ростом и имели чудовищную богатырскую силу. Так гласит легенда.


Амбаш – озеро в Кыштымском ГО Челябинской области. Арийское наследие: от иранского амбаш – «наполненное». По имени озера названа ж.д. станция и посёлок (до 1962 г.). Ныне переименовано в Анбаш. От иранского (арийского) амбаш – «наполненное».


Анбаш – озеро в Челябинской области в 10 км южнее г. Кыштым; проточное. Иное название: Амбаш. Избыток воды стекает в Городской пруд на реке Кыштым. Принимает излишки воды озера Малое Акуля; здесь у изголовья цепочки из озёр с протоками является озеро Акакуль, из которого вода по протоке переливается в озеро Болльшое Акуля и далее в озеро Малая Акуля. Старое название у озера – Амбаш ещё недавно составляло сердцевину имени новой железнодорожной станции и посёлка при ней – Амбашская до 1962 года. В переводе с иранских языков слово амбаш означает «наполненное» при глагольной основе ома, амбаштан – «наполнять, заполнять». Очевидно, утрачен очень слабый конечный звук [а] в основе ома [Поздеев, 2008].


Апай-куль – озеро в Пластовском районе Челябинской области в урочище Апай. Из озерка Апай-Кулъ вытекает левый приток р. Кабанки, в устье которого на левобережье стоит п. Михайловский. По географическим признакам подходит иранская (памирская) версия, от прилагательного апай – «водный» («водичка») при исходном слове an – «вода, речка; озеро». В окончании слово куль (сырое пастбище, озеро) могло появиться при иранцах, тюрках и русских.


Аргази – озеро на месте Аргазинского водохранилища; устойчивое название с 1665 г. в источниках. Вариант Аргази от арийского Аргаза могло возникнуть в башкирском языке вместо иранского слова аргада – «ручейное место». Топонимический ряд составляют озёра Аргаяш, Аргаз-Балык, Аргаш, речка, гора Аргауз, дорога Аргаш у восточных склонов Уральского хребта [Поздеев, 2007].


Аргаяш – озеро в Челябинской области на территории города Миасса. При раскладке: арга + яш, выявляется арийское наследие. От караванщиков из Хивы русские заимствовали слово аргиш со значением «караван, обоз»; употреблялось в Сибири и в других местах. Возможно, оно имеет общее происхождение со словом арба – «телега» и с глагольной основой ар – «передвигаться по местности», усвоено в древности тюрками от индоевропейцев. Поэтому названия сакма и аргаш составляют билингву. Предки башкир могли приспособить иную базу – географический термин арга с несколькими значениями; в данном случае «горный лес» [Поздеев, 2008].

Топонимический ряд: Ар, Аргаш, Аргаз-Балык, Аргази, Аргаза, Аргава, Аргауз, Аргаузский, Аргаяшский.


Аргаяшское – озеро в Аргаяшском районе Челябинской области. Происхождение гидронима не имеет однозначного решения. В источниках именуется Яргаяш [Шувалов, 1982]. Разбивка: ар + гаяш (яр + гаяш). В говоре местных башкир – Яргояш – сохранено очень древнее именование водоёма. В языке суперэтноса русов слово «яр» означало «ярый, жизненный». Причём, по словам краеведа Николая Ивановича Шувалова, в ряде башкирских слов звук [к] литературного языка (придуман после Октябрьского переворота 1917 года) соответствует звуку [г] обыденного говора. Тогда прочтём Яркояш. В этом случае явно проглядывает слово «ярко», «яркое».


Аркаимский плёс – урочище Брединского района Челябинской области на левом берегу реки Большая Караганка с западной стороны укреплённого поселения Аркаим. Геологический памятник природы. Плёс отделяет от западной внешней оборонительной стены «Аркаимский Огород». Представлены руслово-пойменные осадки [Волгин, 2009].


Архипово – болото в Увельском районе Челябинской области. Возможно, это подгонка под фамилию под воздействием названия соседних болот Рогозино, Козенниково [Поздеев, 2008]. См. Рогозино. Название связывается с православным именем из месяцеслова Архип, которое в переводе с греческого означает «Господин Лошадей». 4 (17) января Русская Православная Церковь отмечает Собор 70-ти апостолов, в том числе и помянует апостола Архипа. 19 февраля (4 марта) и 22 ноября (5 декабря) отмечается память апостола Архипа. 6 (19) сентября память преподобного Архипа.


Аслы-Куль – озеро в Сосновском районе Челябинской области. При раскладке: аслы + куль, выявляется арийское наследие. Слово асла означает «жерновая, мельничная»; асли – «коренной, основной» от слова ас, а оно у иранцев произошло от индоевропейского ак – «острый камень, острый» + куль – «сырое пастбище», «мокрый луг», «пруд», «водоём», «озеро» в североиранских языках.


Ачакуль – озеро в северной части Нагайбакского района Челябинской области. Вариант написания: Ача-Куль, Ачакуль. У западного берега располагается посёлок Арсинский. Площадь 300 га, глубина 3 м, пресное. Площади озера зарастают до 10%. В 4 км южнее находятся озёра Малый и Большой Ачакуль [Волгин, 2009].


Ача-Куль Большой – озеро в Нагайбакском районе Челябинской области [Шувалов, 1982]. Согласуется со словом из языка пушту эс, ас – «жернов»; «пепел»; «горностай»; «лошадь»; с персидским ас, аш – «жернов» + куль – географический термин в иранских названиях со значениями «озеро, водоём, пруд, мокрый луг, сырое пастбище».

Топонимический ряд: Ача-Куль, Ачли-Куль, Ачликуль, Ачу-Елга, Аша, Ашай, Аш-Елга, Большой Ача-Куль, Жерновой Камень, Малый Ача-Куль, Санга, Точильная, Точильный.


 Ача-Куль Малый – озеро в Нагайбакском районе Челябинской области [Шувалов, 1982]. Раскладка первого слова: ача + куль. Перекликается со словом «аша». Тогда: «Священное Озеро» в стране Артании. Согласуется со словом из языка пушту эс, ас – «жернов»; «пепел»; «горностай»; «лошадь»; с персидским ас, аш – «жернов». За неимением буквы [ч] башкиры часто заменяют её буквой [с]. Топонимический ряд: Ача-Куль, Ачли-Куль, Ачликуль, Ачу-Елга, Аша, Ашай, Аш-Елга, Большой Ача-Куль, Жерновой Камень, Малый Ача-Куль, Санга, Точильная, Точильный.


 Аша — озеро в Кунашакском районе Челябинской области [Поздеев, 2007]. Учёными уже вполне обоснованно доказано, что на Южном Урале обитали древние арии, написавшие, впоследствии Авесту и Ригведу. Давайте попытаемся истоки гидронима поискать в сохранившихся до наших дней понятиях и терминах народа ариев. Слово аша — это авестийское понятие, переводится на современный язык как «Истина», «Правда». В индоиранской религии аша — это, главным образом натурфилософское понятие: наиболее глобальный и общий закон мироздания, регулирующий восходы и заходы Солнца, смену времён года, «воскресение» и «умирание» природы и т.д. Однако в индоиранскую эпоху этот термин имел также социальное и этническое содержание: понятие «аша» включало существующий иерархический уклад общества, справедливость, верность договорам и др. В учении Зоротушты нравственно-этическое содержание понятия «аша» становится главенствующим. В «Гатах» и «Младшей Авесте» аша — персонификация приверженности зороастризму, соблюдения триады «благие мысли, благие речи, благие дела» в личностном и социальном плане. Написание «Аша» передаёт традиционное (жреческое) произношение. Западные диалекты древнеперсидского языка (близкого к древнему арийскому) передают понятие Аша в форме Арта (страна Артания у славян). В «Младшей Авесте» понятие Аша иногда персонифицируется как божество Арштата. В системе дуализма Аша противопоставляется Друджу [Пятков, 2004]. Арийское наследие. У пуштун есть мужское имя Аша [Поздеев, 2007]. Башкирская запись названия эсэ со специфическим звуком типа [а] лучше согласуется со словом из языка пушту эс, ас — «жернов, пепел»; с персидским ас, аш — «жернов» в сочетании с суффиксом относительного прилагательного -а. Наличие абразивов в недрах и «абразивных» названий Точильный, Жерновой камень, усиливают версию «Жерновая», «Точильная».


Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования