Аушташ
Простите, я о том же. Никак не могу отвязаться от этого слова – Челеби. Откуда оно здесь?
Известно, что первыми с юга на север, к Уральским горам, поднимались, пробирались и пробивались персы. После них – арабы. Тому _ много доказательств. Шли они торговать и проповедовать. А башкиры, на долгом своем пути с востока на запад перемешались со многими племенами, с теми же персами и арабами. Если у башкира имя Зайнулла ибн Хабибулы, то как не предположить его причастность к Средней Азии или Аравии? Значит, можно предположить, что некий Челеби оказался на реке Миасс, где внезапно умер или погиб, оставив бору свое имя.
Можно и не гадать, а съездить к горе Аушташ, которую обратили в ислам пришельцы оттуда, с юга, из Средней Азии.
Аушташ – Исламская Гора
Спрошу сам себя: когда юноша Зайнулла Расули поднимался на вершину Аушташа, – куда он смотрел? В какую сторону направлял он свой пытливый взор? И сам себе отвечу: он смотрел на юг. Заглядывал далеко-далеко за горизонт. Туда, где за степями и пустынями, стоял вожделенный город Бухара. И однажды Зайнулла примкнет к каравану, чтобы отправиться в Бухару.
Да, я знаю, что надо объяснить, кто такой Зайнулла Расули. И я это сделаю. Но прежде того скажу, что здесь, у горы Аушташ и озера Аушкуль, соприкоснулись две веры. Ислам шел с юга, стремясь как можно дальше проникнуть на север. А христианство шло навстречу, в ту же Бухару, в тот же Самарканд.
Конечно, можно наивно спросить их, тех и этих: что же вам не сиделось на месте? Что вас заставляло с риском для жизни появляться в чужих землях, среди чужих людей, заводить опасные речи, приманивать, приваживать, привораживать? Зачем?
Но нет смысла спрашивать их об этом. Людские племена очень рано поняли эту истину: не пойдешь ты туда со своей верой, – придут к тебе оттуда со своей верой.
Желание – какое? Узнать бы, как давно ислам проник на Урал. И как это произошло. И кто те бесстрашные проповедники, которые принесли и оставили здесь свою веру.
Спросить не у кого. Разве что у Зайнуллы Расули.
Теперь представлю его как положено. Его настоящее имя – Зайнулла ибн Хабибулы бин Расуль аш-Шарифи ат-Троиски ан Накшбанди аль Муджаджади аль Халиди. Он – имам, ишан, шейх, суфий, целитель, пророк, «духовный король своего народа», просветитель, ректор медресе. «Шарифи» – это деревня, в которой Зайнулла родился в 1833 году. Теперь деревня называется Шарипово. Не так давно на ее окраине был поставлен обелиск в честь Зайнуллы Расулева, земляка. Колонка обращена к Аушташу. Гора совсем рядом – рукой подать. Дальше. «Троиски» – это не что иное, как город Троицк, где Зайнулла учился и куда вернется через годы, через аресты, тюрьмы, ссылки и непонимание. Еще дальше. «Накшбанди» – это суфийское братство, одна из ветвей ислама, которая в России преобладала. Зайнулла был членом этого братства, суфием.
Известно, что на вершине Аушташа в кругу камней выделяется плита с надписью на арабском языке. Есть сведения, вроде бы достоверные, что эту плиту установил Зайнулла Расулев – взамен старой, раздробленной. К сожалению, и новая плита уже расколота пополам, что не позволяет теперь восстановить полный текст. Старожилы утверждают, что надпись высек Зайнулла, скопировав, надо полагать, прежнюю.
Есть несколько переводов надписи. Хочу привести их одно за другим.
Первый текст: «Это проповедник веры шейх Мухаммет Мигнан Алуса – 651 год во времена Берке-хана – государство Берке-хана».
Второй текст: «Рамазан Аулия пришел из города Ош. Его самого, жену и дитя убили в 651 году».
Третий текст: «Могила шейха Мухаммеда Рамадана Алюши – 651 год в эпоху Барки-хана Бани сарай».
Четвертый текст: «Это усыпальница Шейха … Муххаммад Рамазан аль-Ауш … 651 года хиджры … строителя (города) Сарай».
При всем разночтении тексты в чем-то сходятся. В них повторяется один и тот же 651 год – 1237 год по нашему летоисчислению. В них – без сомнений – речь идет о проповеднике, о первопроходце, едва ли не о самом первом миссионере ислама, который прибыл к Уральским горам, к Аушташу из Средней Азии. Один перевод называет город Ош. Наконец, надписи едины в том, что проповедник погиб.
Но как его имя? Из всех имен предпочтение отдано одному: Рамазан Аулия (Святой).
Легенды Аушташа тоже сводятся к тому, что здесь местные жители убили пришельца-проповедника. По незнанию. Люди, как говорится, не знали, что творят. У людей так издавна – чтобы узнать, что человек святой, надо его убить. Убили Рамазана и – ужаснулись. Еще бы не ужаснуться! По одной из легенд, Рамазану отрубили голову, а он после этого взял ее, свою голову, в свои руки и сам пошел с ней к вершине горы. А над ним летали белые ангелы. После этого чужестранца с почестями похоронили на вершине Аушташа. И сразу после этого на склоне горы забил источник – развеяв последние сомнения в святости Рамазана.
Что касается самого Расулева, то свою известность он закрепил тем, что в 1904 году в Троицке построил медресе, подобных которому в наших краях не видывали. Сравниться с ним – его назвали «Расулия» – могли только медресе «Мухаммадия» в Казани и «Хусаиния» в Оренбурге, к которым Зайнулла тоже имел отношение.
Ученые допускают, что Аушташ почитался людьми и задолго до мусульман.