От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Ай. Подарки Лунной реки.

Туристический сезон на Урале не заканчивается никогда, но как гласит известный анекдот — зеленая зима на Урале теплее, чем белая. А потому и путешествовать летом приятнее. Новый туристический сезон мы решили назвать «уральский экстрим». Этим летом и осенью будет много воды, пещер, гор и специфического транспорта. Едва сошёл лёд на уральских реках, как мы решили открыть сезон сплавов.

Сегодня нас ждёт Ай — одна из самых знаменитых рек на Южном Урале. В переводе с башкирского, «Ай» — значит лунная, то есть светлая, сияющая.

Стартуем по суше от Новой пристани. У села Новая Пристань горы особенно красивы. Утесы поднимаются поверх деревьев и обрываются в долину реки крутыми склонами. На небольших площадках и уступах береговых скал каким-то чудом удерживаются прицепившиеся сосны. В отполированных водой известняках множество раковин, отпечатков древних растений. Новая и Старая пристань — своего рода памятники горнозаводского дела.

Именно сюда, в течение 130 лет до прихода на Южный Урал железной дороги, отправлялись по Аю железные караваны. Это был единственный тогда способ доставить уральское железа в Петербург и экспорт в Европу.

В отличии от Кусы и Златоуста караваны, где барки загружались прямо у заводских цехов, из Сатки сюда приходилось зимой, по санному пути перевозить тысячи тонн железа через горы и леса за 26 километров. Весной, после ледохода построенные здесь суда спускались на воду, загружались до 150 тонн каждая и по высокой воде отправились вниз по реке, потом по Волге и т.п. Через 14 месяцев, после зимовки в пути, уральский металл достигал столицы. Историки приводят любопытную деталь: если год был засушливый, и воды в реке было мало, к плотине вверх по течению скакал вестовой. Дежурный поднимал шлюзы, и барки рукотворной волной буквально смывало вниз на десятки километров.

Деревня Новая Пристань, как и нижележащие Айская группа и Первомайка, входит в состав поселка Межевой, который называют столицей Южно-Уральских бокситовых рудников. Окрестные горы буквально пронизаны шахтами, тоннелями глубиной до 350 метров. Добыча остановлена 8 лет назад, но существование подземных лабиринтов явно ощущается на протяжении первых 10 км сплава.

У Кургазакского лога нас ждут опытные проводники. Инструкторы саткинской станции детско-юношеского туризма знают Ай как свои пять пальцев. Нам предстоит пройти по Лунной реке более 20 километров и увидеть то, что невозможно увидеть путешествуя на машине, и испытать ощущения, недоступные автомобилисту и туристу-пешеходнику.

Сплав — это совершенно особый способ передвижения, даже можно сказать, особая философия. Но прежде, чем отправиться по воде, спустимся в пещеру Кургазак, от неё же и начнём наше движение по реке. Сама пещера длиной 630 метров, из них 5 метров ледяная катушка. Безобидная с виду ледяная горка таит немало опасностей. Если спускаться без страховки, можно запросто разбиться о нагромождение стволов, камней и прочих сюрпризов. К тому же выбраться из ледника обратно без верёвки практически невозможно.

О происхождении пещеры рассказывает проводник Леонид Волков: «Пещера Кургазак образовалась как источник. Когда здесь подземная река вытекала в долину реки Ай. Сама Пещера уникальна как раз подземным ледником. Здесь можно наблюдать эффект холодного мешка — вода сюда стекает и замерзает. Одно время совсем была закрыта льдом, сейчас ледник отступает. Видимо это связано с общим потеплением».

Когда-то Кургазакскую пещеру даже в научной литературе называли сталактитовой. Пещера славилась красотой и многообразием кальцитовых натёков. Но доступность этого природного памятника для туристов, сыграло роковую роль. От былого пышного убранства ничего не осталось, его растащили на сувениры. Для тех любителей подземного мира, которые никуда не спешат, пещера приготовила немало сюрпризов.

Зимой эта часть подземного зала сильно промерзает и аккумулирует холод до середины лета. В непроглядном мраке тоннеля Неизвестности путника ждёт целый лес деревьев, а ледяные столбы порой достигают высоты человеческого роста. В пещере есть тоннель Прокатный стан, говорят, он испытывает на прочность нервы даже того, кто не страдает боязнью замкнутого пространства. Называется он так потому, что образован двумя горизонтальными плитами известняка, одна из которых — пол, а другая — потолок. Но мы не стали углубляться в лабиринты пещеры — на это ушёл бы целый день, предоставив это тем, кто отводит на сплав неделю и больше.

Наш путь лежит дальше. На реке Чусовой — бойцы, на Юрюзани — гребни, на Белой и Уфе — камни. Как только не называют эти прибрежные скалы, отточенные самой природой . На Ае — Лунной реке самые эффектные скалы — Большие притёсы. Они вытянулись в виде большой каменной подковы почти на 2 километра! Высота этой отвесной каменной стены в некоторых местах достигает 100 метров! Ну чем не большой Американский каньон! Только в миниатюре и с уральским характером. Почти на всём протяжении этой большой уральской стены скалы отвесно падают в воду. Ощущение такое, будто твёрдый камень одним махом рассекла невидимая рука, чтобы Ай мог свободно нести свои воды в образовавшемся зиззагообразном коридоре. Посреди тела скалы на 60-тиметровой высоте чернеет вход в пещеру Грот Юношеский.

Впервые спелеологи сумели добраться до него только в 1970 году. Местные жители называют пещеру Кара-Куши — Чёрная дыра. Попасть в неё можно только спустившись на страховке по отвесной стене. Трудно представить, что река текла когда-то на такой высоте и проделала ход в этом нерушимом скальном массиве.

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования