Где я живу?
На грешной земле нет заведомо святых и священных мест. Святыми и священными их делают люди. И никто, кроме нас самих, не создаст славу своему городу.
Легенда о золоте Чингисхана
Владимир Витальевич Садырин дал мне журнал «Тайны и загадки» за сентябрь прошлого года и сказал, на что в нем обратить внимание. Я обратил.
Речь о «колодцах» Чингисхана: беседа с писателем и этнографом Владимиром Дегтяревым.
По его словам, в казне Чингисхана было 500 тонн золота, 3000 тонн серебра и много драгоценных камней. И все это будто бы было спрятано в семи «колодцах». Их них четыре колодца будто бы находятся в пределах Казахстана, два — на территории Сибири, а седьмой — в районе Челябинска. Точнее, у Копейска.
Доказательства? В. Дегтярев: «Для поиска «колодца» есть точный ориентир. В районе нынешнего города Копейска было село, где постоянно базировался полк-ертаул сибирских татар. Что они охраняли — неизвестно. Этот ертаул назывался Артаубаш».
А доказательства… Их нет. Есть подозрения. Вроде бы «соледобытчик Строгов (патрон Ермака)» посылал в Артаубаш казачьи поисковые партии. Строгов — это, видимо, все же Строганов. Зачем он посылал (и посылал ли?) казаков к Копейску, неизвестно. Туда же через сто лет посылал (посылал ли?) своих разведчиков горнозаводчик Демидов. Чего они рыскали? Будто бы искали золото. Будто бы золото Чингисхана.
Ну, легенда… И что?
Гипотеза о горе Хара
Археолог Николай Борисович Виноградов как—то между прочим напомнил мне о гипотезе, которая смахивает на легенду.
«Авеста», священная книга древних ариев, сообщает нам, что бог Ахура Мазда сотворил гору Хара (Хукарья), которая была им задумана как центр мира. И возвышалась еще гора, на которой жили боги, — Хара-Березайти. А среди гор будто бы голубело озеро Ворукаша. Вкратце — так.
Ученые (и не ученые) долго искали, где расположены эти горы и это озеро. И, в конце концов, склонились к тому, что «Авеста» имела в виду Урал. А именно: гора Хара (Хукарья) — это Большой Иремель, озеро Ворукаша — это Зюраткуль, а Хара-Березайти — остальные наши горы.
Более того, есть предположения, что в наших краях жил сам Заратустра, основатель первой религии, исповедывавшей единобожие. Будто бы родина его — страна Арьяна Вэджа, то есть, в переводе, Арийский простор, и она находится к югу от Уральских гор.
Она описана в авестийской книге «Видевдат». Страну Арьяна Вэджа создал сам Ахура Мазда. И там течет река Ранха, которая берет начало с гор Хара Березайти (это Уральские горы), с их вершины Хукарья (а это гора Иремель) и впадает в озеро Ворукаша, а это не Зюраткуль, а Каспийское море.
Ну, легенда… И что?
Предания о чуди
Предания о чуди. Не люди и не звери, черные карлики, для которых трава, как лес, обитатели мрака — ночей, подземелий, гор, дикие, но и умелые, — чуди жили на Урале вроде бы не так и давно, уже в годы колонизации и христианизации, их будто бы даже видели наши недавние предки, но остаются для нас именно чудными. Их реальность, как ни странно, не доказана.
Кто-то на Урале жил до прихода высоких белых людей, после себя они оставили много «вещественных» свидетельств, но в историю — не попали. Остались в легенде, по которой закончили тем, что сами похоронили себя под землей. Целый народ покончил самоубийством?
У слова «чудный» улавливаются два оттенка: прекрасный и странный. У чуди было все не так, «как у людей», не хуже, а лучше. Не знали они ни холода, ни голода, злаки у них росли с колосом на весь стебель, им не надо было ни сеять, ни жать, их дети с рождения умели все, они были мастерами в горном деле, тем более что природа щедро наделила их рудами, и золотом в том числе.
Но приход белых людей ошеломил чудь. Они не стали им сопротивляться, а, сговорившись, бесследно исчезли в подземельях. Или, может быть, продолжают там жить, не показываясь людям.
Чуди — рудокопы. Если это так, то где же им обитать, если не на Урале? Здесь они «обязаны» были появиться, реальные или легендарные. В сущности, заводчики, прибывшие на Урал в XVIII веке, продолжали их дело.
Именно копи и копани, прозванные чудскими, наводили их на следы рудных залежей. И не тому они удивлялись, что до них здесь уже кто-то копал, а тому, как «усердны и сноровисты они были в опасном горном деле».
Сошлюсь на П. Рычкова, который писал, что «проходили они в самые глубокие места, и свод, держащий на себе превеликую тяжесть земли, еще и поныне во многих местах не обрушился».
О том же и П. Паллас: штольни «тем примечания достойнее, потому что стоят только в круглых каналах и ходах, которые не обиты досками, ниже столбами не приперты».
И еще одно свидетельство — И. Лепехин: «Они никогда порядочно руд не добывали, но лазя под землей наподобие кротов, отковыривали лучшую руду кабаньими клыками».
Ну, легенда… И что?
Загадка геометрических линий
Время от времени меня навещает Владимир Владиславович Бессонов, чтобы подарить очередную книжицу, изданную на свои деньги. Выйдя на пенсию, он увлекся «геометрической историей».
У него хватило терпения измерить расстояния от Челябинска до 713 географических точек на земном шаре — и удивиться результату. В книге «Сага о благословенном городе» Бессонов сообщает нам, что Челябинск оказался на своем месте не случайно, что он расположен не на периферии, а в центре мировой цивилизации, о чем никто и не догадывается.
Оказывается, от Челябинска до Северного полюса 3873,014262 км. Именно так, до миллиметров. А до Аркаима — 302,4695736, до Москвы — 1492,26962, до мыса Доброй Надежды — 10836,05607...
У Бессонова получился список, в который вошли святые места, мировые религиозные центры — Мекка, Иерусалим, Рим, Лхаса, духовные центры — Афины, Вавилон, Стоунхедж, Шамбала, а Челябинск — не один из них, но — в центре.
Он начертил на карте мира «Магическую трапецию» с Челябинском в ее центре и святыми местами в углах. Он предполагает, что мифическая страна Гиперборея — страна Всеобщей Справедливости — располагалась в пределах магической трапеции с центром в Челяби.
Он вводит Показатель Кучности и выясняет, что для Европы и Ближнего Востока лидером по этому показателю является «малоизвестный в мире город Челябинск».
Наконец, он обнаружил, что по числу «Особых связей» Челябинск превосходит все остальные святые места — Двуречье, Нил, Стоунхедж, Вавилон, Мекку и так далее.
Гипотез много. Целый букет. И что?
Предчувствие центра мира
Тему Бессонова подхватил челябинец Александр Иванов, сын Ивана Ивановича Иванова, который считает, что на Челябинск «возложена великая миссия — спасение Цивилизации».
Он настаивает на том, что «именно Урал и Челябинск станут центром нового духовного возрождения России и Человечества». Он уверен, что «наш Челябинск и является «горой дома Господня», к которой «потекут все народы».
Применив «тайный метод числового анализа слов и текстов», Иванов приходит к выводу, что «именно в Челябинске раскрыта эта самая сокровенная тайна всех времен и народов».
С помощью «числового анализа через цифровой код, заложенный свыше Богом в русский алфавит», Иванов обнаружил, что «Единая Мировая Религия будет создана и подарена человечеству именно в России и именно в Челябинске».
В своем поиске он опирается не только на числа, но и на Библию, в которой будто бы закодирована мысль о том, что «Челябинск в будущем станет центром Человечества». Иванов хотел бы «кардинально изменить отношение горожан к самому священному месту на Земле, где мы все проживаем».
Такое пророчество. Ну и что?
Все эти легенды, предания и пророчества имеют в виду один и тот же вопрос: где я живу?
Известно, как мы относимся к Челябинску. Мало сказать, что мы от него не в восторге. Восторгов, может быть, и не надо.
Можно бы сойтись на том, что мы к своему городу равнодушны. Но равнодушия нет. Есть пренебрежение. То скрытое, то явное. А то и с перехлестом. Будто наш город не достоин нас. Будто мы — выше его. Смотреть на него можем только свысока. Челябинск? Суровый, заводской, задымленный, ничем не примечательный… Так себе… Угораздило жить в нем. Податься бы куда…
Какое у нас первое побуждение, когда речь о Челябинске? Да, сразу, без раздумий, вот именно бездумно сказать что-нибудь пренебрежительное. Обругать свой город. Обругать — это вроде бы в струю. Тут же кто-то поддержит. Так принято. Признак «хорошего тона» — обругать. А похвалить… Как-то вроде стыдно. Вроде не за что. Такой привычки нет — похвалить.
От ругани никто еще лучше не стал. Ни люди, ни города. Город, который не знает ничего, кроме неприязни, привыкает быть плохим. И все хуже.
Но не все так, как я сказал до сих пор. Если покопаться… Где-то в глубине души у нас спрятана притихшая, застенчивая любовь к Челябинску. Может быть, мы и сами о ней не догадываемся. И проявляется она вдруг, неожиданно.
Когда, например, мы после долгой разлуки возвращаемся домой, в свой город. По дороге из аэропорта нас пронизывают горячие волны признательности, возвращения в свое, привычное, затаенное… Тут нет секрета: место, в котором проведены годы и годы, западает в душу — независимо ни от чего.
Мы любим свой Челябинск, но не приучены признаваться ему в любви.
На грешной земле нет заведомо святых и священных мест. Святыми и священными их делают люди. И никто, кроме нас самих, не создаст славу своему городу.
Надо найти в нем его неизбежные достоинства, силу и красоту, признать их, выставить напоказ и приумножить. Жаль, мы не приучены к такой работе.
К сожалению, мы не позаботились о том, например, чтобы у Челябинска была своя, всеми любимая песня. Без нее никак нельзя. Кто-то скажет, что любимые песни по заказу не появляются. Надо захотеть — и появится. А мы пробовали?
Человек создан так, что он должен быть доволен местом, где живет. По крайней мере — доволен. А еще лучше — гордиться. Но уж никак не стыдиться его, не чуждаться, не открещиваться.
И когда возникает надежда на золото Чингисхана, желание причаститься к Заратустре, когда видим себя потомками чуди, когда приобщаемся к мировым святыням — тогда, вольно или невольно, «приподнимаем» место, данное нам для жизни.
И если кто-то приписывает нашему краю достоинства, на которые он не может претендовать (центр мира и тому подобное), это чрезмерный позитив — на негатив без меры. Что непринимаемо, но простительно.
Мы живем в Челябинске. Есть над чем подумать.