Свияжская Слатинка
Известно, что, оставив президентскую должность, Минтимер Шаймиев страстно принялся за дело, о котором издавна мечтал, – создать в Татарстане, на берегах Волги, два музея-заповедника: один – древний город Булгар, мусульманский, и второй – остров-град Свияжск, православный. Теперь туда ездят со всей России, в том числе с Южного Урала. И мало кто знает, что у нас была Свияжская Слатинка.
В свое время из Свияжска на Урал переселились и обосновались на реке Узельге, недалеко от Верхнеуральска, несколько татарских семей. Деревня, в которой они жили, называлась Слатинкой.
Обо всем этом был у меня долгий разговор с краеведом Р.А.Мухамедьяновым. Излагаю его кратко.
— Слатинка – родина моего отца и моей матери. У Рычкова сказано, что один из редутов назывался Свияжским. Его образовали татары, переселенцы из Свияжского уезда Татарии.
— А что известно про Cвияжский редут?
— В лучшие времена там жили около трехсот семей. Большое поселение. Чисто татарское. Своя мечеть была.
— Почему они уехали с Волги?
— А потому, что шло насильственное охристианивание.
— Их выгнали или они сами уехали?
—Сами уехали. Но все-таки заставили. В общем, сказали: в вашей деревне будет церковь, а не мечеть. Выбирайте: или переходите в христианство или убирайтесь отсюда. За первым был второй, третий приток. Отсюда приглашали: айдате, жить можно. А там считали – как? Раз Сибирь, значит, что-то невыносимое. Что там невозможно жить.
— А почему заселили именно это место?
— А потому что редуты располагались на определенном расстоянии от крепостей. Где-то 25 верст.
— И что потом?
— В 1804 году границу перенесли, и образовался Урлядинский редут. После этого пропала необходимость держать Свияжский редут. Что было делать? Мужики взялись за извоз. Стали свияжцы возить руду – из Магнитогорска в Белорецк. Когда узнали, что извоз дело прибыльное, люди переехали в город. Но жили в своей слободе. Отдельно. Где-то в половине версты от города. Слобода называлась Слатинка.
— Сколько лет деревня стояла?
— С 1754 по 1956 годы. Двести лет.
— Рашид, вы туда ездили?
— Во-первых, посещали кладбище. Потом обед. Если хорошая погода, там и готовили. Что-нибудь типа бешбармака. Какое-то мясо. Кто-то жертвовал свою овечку. А в основном – кто что привез, ставили на стол. Ну, и выпивка была. Один старик был недоволен, ругался… Но это же не похороны, а, можно сказать, праздник. Играли, кто на каких музыкальных инструментах. Дети купались. Есть там место, заливчик. И, конечно, всякие воспоминания. У нас было много участников войны.
— Рашид, там прекрасное место – живи да живи. А никто не живет. И многие верхнеуральцы даже не знают о Слатинке. Чем-то это место не понравилось?
— Появился Урлядинский колхоз «Путь Ленина», к ней присоединили Слатинку. Потом все разбежались.
Как не съездить туда, где свои двести лет простояла Слатинка?
Ровное место, примыкающее к Узельге. Из примет – реденький куст у воды. И _ трава. Только трава и есть. Сама себе госпожа. Правда, кое-где все-таки выделяются темные острова крапивы или конопли. Это приводит к мысли о бывшей усадьбе. И расположены они вроде бы в каком-то порядке – в два ряда. А широкая светлая полоса между ними, надо понимать, – улица… Земля под травами _ пружинит. Чернозем. Мы копнули. На штык лопаты – чернозем, на два штыка – чернозем. Глина еще ниже.
За рекой, в ковылях, – мусульманское кладбище. Внезапный дождь не дал походить по кладбищу, но одна могила нас остановила: на черном мраморе – портрет, Сарвар Шамсутдинов, на груди один орден Ленина и два – Красного Знамени.